Utopia: living like Jim Morrison

Jun 10, 2016 22:04

«… английский гуманист Томас Мор прославился книгой под названием „Утопия“, в которой он безжалостно критикует порядки своей эпохи и рисует картину справедливого общества, где нет угнетателей и угнетаемых; моделью идеального государства становится воображаемый остров под названием Утопия - в переводе с греческого это слово означает „место, которого нет“.»
(П.Г. Кальеро «Философия с шуткой» - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011 (Galileo) - с. 118)


image Click to view



… клип Riders on the Storm - аллегория жизненного пути: он начинается с рассветом, весь день проходит в дороге, в последних кадрах спускается ночь, и вот герой в исполнении Джима Моррисона при свете фар рассматривает бумажную карту; сначала карта освещена сверху, а затем оказывается подсвечена снизу - так на ней ничего не прочесть, да и место, которое он ищет, невозможно найти на карте …

[скриншоты]




… клип Freak Ланы дель Рэй - в продолжение образа подсвеченной карты - открывается кадрами ночной Земли, освещенной городскими огнями; далее клип показывает утопический вечный полдень, в который попадает протагонист, напоминающий Джима Моррисона; в песне говорится о Калифорнии, но обстановка напоминает скорее остров Призраков из „99 франков“ (2000) Бегбедера, который «не значится ни на одной географической карте» …

image Click to view



Интересно, как флёр романтизации смещает акценты:
время неприкаянного бунтарства по отношению к прошлому, волевой устремленности в будущее, время поиска новых идеалов - при достаточном отдалении приобрело вдруг безмятежные черты утраченного рая.

* * *

Меж тем комментарии к клипу Freak на YouTube, скажем так, заставляют задуматься: многие разглядели в мужском персонаже вовсе не Джима Моррисона, а … - ну вот кого можно здесь представить? - так вот, на запрос «человек с бородой из эпохи хиппи» коллективное бессознательное выдает образ Чарльза Мэнсона.
Впрочем, порадовали комментаторы, местами опровергавшие коллективное заблуждение: клип Ланы ссылается таки на жизнь и творчество Джима Моррисона.

* * *

Образы клипа Freak в сопоставлении с Riders on the Storm могут служить подтверждением и иллюстрацией идей, которые высказала Сьюзен Сонтаг в предисловии к книге «Против интерпретации» (1966); предисловие написано в 1996 году и отражает переосмысление изменений, произошедших в искусстве и обществе за тридцать лет, т.е. с момента первой публикации этой книги; к слову, от наших дней этот сборник эссе отделяют все пятьдесят лет, а от написания предисловия к нему - двадцать, но сказанное в 1996 году звучит современно и сейчас:

«Когда сегодня оглядываешься назад, каким прекрасным всё это представляется. Как бы хотелось, чтобы сохранилось, хотя бы отчасти, состояние тогдашней смелости, оптимизма, презрения к коммерции. Два полюса мироощущения, характерного для современности, - это ностальгия и утопия. Самая интересная характеристика эпохи, которую сегодня называют шестидесятыми, пожалуй, в том, что тогда почти не было ностальгии. В каком-то смысле это действительно было время утопии.»
(Сьюзен Сонтаг, Послесловие к переизданию сборника эссе «Против интерпретации»;
цит. по кн.: Джонатан Котт «Сьюзен Сонтаг. Полный текст интервью для журнала Rolling Stone» - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014 - с. 13))

И далее:

«Мира, в котором писались эти эссе, больше нет.
Вместо утопической эпохи мы существуем теперь во времени, которое переживается как конец - точнее, уже пройденный конец - любых идеалов. (А значит, и конец культуры, поскольку настоящая культура немыслима без альтруизма.) Может быть, это иллюзия конца - не более иллюзорная, чем убеждение тридцатилетней давности, будто мы на пороге великих позитивных изменений культуры и общества. Но я думаю, что это все-таки не иллюзия.
Дело не просто в том, что от шестидесятых отреклись, что тогдашний дух инакомыслия отвергнут и стал предметом острейшей ностальгии. Всё сильнее победоносные ценности потребительского капитализма подразумевают - больше того, навязывают - смешение культур, дерзость и право на удовольствие, которые я отстаивала совсем по другим резонам. … Произошло то, что можно без преувеличения назвать полной трансформацией культуры, тотальной переоценкой ценностей.
Воспользуемся выражением Ницше: мы вступили, по-настоящему вступили в эпоху нигилизма.»
(цит. по кн.: Сьюзен Сонтаг «Против интерпретации», Послесловие: тридцать лет спустя (1966-1996) - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014 - с. 323÷324)

Пессимизм, высказанный Сьюзен Сонтаг, косвенно подтверждают вышеупомянутые комментарии на YouTube на странице клипа Freak, и неплохо иллюстрирует, например, клип той же Ланы дель Рей Gods and Monsters (да и многие другие тоже, этот я выбрала из-за упоминания в тексте песни - снова - Джима Моррисона):

image Click to view


цитата, the observer, deja vu, mixtura verborum

Previous post Next post
Up