Art Nouveau Tarot: скульптуры-прототипы

Dec 17, 2012 17:56


Art Nouveau - Primavera

Подустав от эзотерического символизма, решила отвлечься на что-нибудь несистемное и выбрала эту колоду, вторую из всех моих колод в порядке появления, купленную во многом из моего в ту пору увлечения стилем Art Nouveau вообще и Альфонса Мухи в частности в первую очередь.
Кстати, не могу называть ее «Галерея» - с какой стати русскому варианту было присвоено такое название?
Колода после нескольких пробных раскладов была отложена: она не следует распространенным уэйтовским значениям, равно как и не все трактовки МБК (в моем случае - без иноязычного варианта для сравнения перевода) рабочие, а поскольку на момент покупки я еще только знакомилась с системой Уэйта и укладывала ее в голове, с колодой Art Nouveau, которая была шагом в сторону от этой премудрости, у меня не сложилось.

И вот что было обнаружено при знакомстве заново:

Карты Art Nouveau с первого взгляда очаровывают нежными оттенками, сочетанием пластичных форм с ритмом орнамента, однако при детальном рассмотрении бурная симпатия становится более сдержанной: по стилю колода не очень ровная, - взять хотя бы карты II Жрица и 9 Мечей - они выглядят как карты из Secret Tarot, в стиле современной готики. Туз Мечей выпадает из ряда, напоминая текучие формы рисунков Обри Бердслея, а карта XV Дьявола очень выбивается из общего ряда и выглядит слишком похожей на рисунок из комикса (но, судя по отзывам, все равно очень нравится обладателям колоды).







В целом лица на рисунках карт имеют более современный вид, чем того требует Jugendstil, но до гротескной скуластости Универсального таро Роберто де Анджелиса им далеко, так что, как бы там ни было, о покупке я ни разу не пожалела: эстетическая сторона для меня не последняя, и привлекательность рисунков Антонеллы Кастелли умудряется перевешивать все обнаруженные недочеты.

Колоду можно было бы отнести к художественным лоскарабеевским (как таро Боттичелли, Брейгеля, Босха), если бы ее рисунки не напоминали, а напрямую копировали изображения, созданные Альфонсом Мухой.
Я как-то раз предприняла попытку найти все источники для рисунков карт колоды Климта и результаты меня более чем порадовали: за исключением двух или трех карт, оставшихся под вопросом, остальные нашли свои картины.
Аналогичное исследование в отношении колоды Art Nouveau дало не менее любопытные результаты, а именно: исходники нашлись не для каждой карты и не все они принадлежат Альфонсу Мухе (так что - нет, его именем эту колоду назвать нельзя), но при этом все наиболее удачные карты имеют свой исходник, а менее удачные являются комбинацией или фантазией на тему.

На исходниках в этом посте остановлюсь подробнее.
Мне не пришло бы в голову их искать, но на форумах Aeclectic одна девушка поделилась прекрасным: она опознала в некоторых картах классические статуи и скульптуры; и в другой теме был еще один комментарий, из чего я составила подборку с фотографиями.



I - The Magician




Apollo Belvedere
Маг - Аполлон, бог наук и искусств, предводитель и покровитель муз, также олицетворение Солнца.
(Обычно с магом ассоциируется бог торговли Гермес, но он появится на карте Солнца вместе с Дионисом.)

VII - Chariot




Augustus of Prima Porta, an ancient Roman statue, & portrait of the emperor Augustus
Император Гай Юлий Цезарь Август

XI - Strength




Ercole (Hercules) killing Centaur Nessus, marble by Giambologna (Jean Boulogne, 1529 - 13 August 1608)
Геракл, убивающий кентавра Несса.
По мифу Геракл убил Несса стрелой, тогда как скульптура изображает рукопашную схватку; в пятом подвиге, который завершается битвой с кентаврами, Геракл тоже использовал стрелы.
Но здесь важнее то, что победа над Нессом была преходяща: [содержание истории]
Женившись на Деянире, дочери калидонского царя Ойнея, Геракл отправился к своему другу Кеику. Кентавр Несс, перевозивший Деяниру через реку, попытался ее похитить. Геракл убил Несса стрелой, отравленной ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс дал Деянире коварный совет - собрать его отравленную кровь, говоря, что это волшебное зелье, возвращающее утраченную любовь. Когда Геракл, победив Эврита, захватил его дочь Иолу, то Деянира, боясь, что Геракл покинет ее ради Иолы, прислала Гераклу одежду, пропитанную кровью Несса. Одев ее, Геракл стал испытывать невыносимые мучения и сам лег на погребальный костер. После своей смерти на погребальном костре Геракл был вознесен на Олимп, причислен к бессмертным и ему в жены была дана дочь Зевса Геба (о которой ниже).


XIV - Temperance




Ebe (Hebe), by Antonio Canova (1758-1822)
Геба, богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе Геба подносила богам нектар и амброзию.

XIX - The Sun




Hermes holding a baby Dionysus, an ancient Greek statue by Praxiteles (ок. 340 - 330).
Гермес с младенцем Дионисом (Вакхом). Оригинал мраморной статуи найден в Олимпии в 1877 году.
[о мифе и о скульптуре]В греческой мифологии Дионис - младший из олимпийцев, известен как бог виноделия, является воплощением жизненной силы, плодоносящих сил земли и вечного возобновления. Дионис был доношен Зевсом в собственном бедре, после чего Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспинание нисейским нимфам.
В скульптуре представлен Гермес, который несет младенца Диониса на воспитание нимфам и остановился отдохнуть, прислонился к стволу дерева и стал дразнить малютку гроздью винограда. В правой руке Гермеса была (ныне отсутствующая) виноградная гроздь, вероятно, из бронзы, в левой - керике́йон (жезл), голову украшал венок. По одной из версий, фигуры этой композиции символизируют единение Аркадии и Элиды, двух областей Греции.
У экс-Гермеса на рисунке Солнца чересчур осовремененное лицо, которое очень проигрывает в сравнении с оригиналом.

Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. (Это особенно любопытно в связи с тем, что Аполлон изображен на карте Мага.)

XXI - The World




Amore e Psiche (Cupid and Psyche), by Antonio Canova
Амур и Психея - пара, многократно изображаемая в произведениях искусства.

2 of Cups




Venus and Adonis, by Antonio Canova
Венера и Адонис.
[содержание мифа]Адонис, прекрасный возлюбленный Венеры, был охотником, и однажды после долгой погони дикий вепрь убил его. Венера оплакивала Адониса, и ее слезы, падая на землю, превращались в анемоны, а красные капли крови Адониса - в красные розы (на рисунке карты нет ни тех, ни других). Плутон согласился отпускать Адониса (который после гибели стал его подданным) из своих владений к Венере ровно на полгода.
Историю Адониса можно назвать мужской версией мифа о Персефоне/Прозерпине - в той части, что его ежегодный выход из подземного царства пробуждает во всей природе весну, а возвращению в Гадес (на Елисейские поля) сопутствует наступление зимы.

С учетом мифа карта может означать переменчивое счастье в отношениях или периодически возобновляемые отношения.

5 of Pentacles




Maddalena penitente, by Antonio Canova
Кающаяся Магдалина.
На форуме Aeclectic приписали эту скульптуру к 9 Мечей - из-за черепа - но поза девушки из 5 Пентаклей больше ее напоминает.

Knave of Wands




Doryphoros, another ancient Greek statue, by Polyclitus
Дорифор, дорфорий - (греч. δορυφόρος - «Копьеносец»).

Knave of Swords




David, by Giovanni Lorenzo Bernini (7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим)
Давид, метким ударом из пращи поражающий филистимского великана Голиафа.
Об этой других скульптурах, изображающих Давида.
На рисунке в руки Давида вложен меч.

Особенно прекрасно, что Король Пентаклей - это Аид:

King of Pentacles




Hades and Persephone, by Giovanni Lorenzo Bernini
Известный миф о похищении Персефоны.

Вдохновившись этими изысканиями, я тоже нашла кое-что:

IV - Emperor, IX - The Hermit





Статуи Зевса (кстати, у Императора зря убрали орла; орел появляется у Короля Жезлов, о котором ниже)

Рисунок Отшельника, на мой взгляд, сочетает черты Императора, Жреца и Короля Кубков.
Развивая ассоциации в том же направлении: Царь-Жрец в образе Отшельника - трудно не признать в нем Гераклита.

7 of Swords




Уже знакомая нам Геба:
Ebe (Hebe), by Antonio Canova

XVII - Stars, 10 of Cups - две похожие карты и два варианта:





Снова Ebe (Hebe), by Antonio Canova и Venus crowning Adonis, by Antonio Canova

Всем, кто работал с этой колодой, было интересно, откуда и зачем на картах Королей девушки.
Ответ есть: девушки присутствуют на исходных для Короля Жезлов, Кубков и Пентаклей картинах и скульптурах.
Королю Мечей ничего не оставалось кроме как согласиться (наверное, поэтому ему досталась самая странная девушка):

King of Wands




Зевс (Эрмитаж, СПб.) и живописное полотно «Зевс и Фетида», Жан Огюст Энгр (1811)

V Hierophant, King of Cups




Наконец среди источников появилась картина Альфонса Мухи: страница из календаря для «Chocolat Masson», 1897

King of Swords




Вероятные скульптуры: Посейдон и Зевс.

--
После таких результатов удержаться от того, чтобы не полистать альбомы Мухи на предмет сходства было невозможно.
Нашлось неожиданно много - но об этом как-нибудь в другой раз.

art, tarot, deja vu

Previous post Next post
Up