Несколько картин с выставки Сальвадора Дали

Oct 22, 2011 03:20

Выкладываю несколько репродукций с посещенной недавно выставки - это картины, к которым я вернулась, чтобы еще раз на них посмотреть; располагаю их в хронологическом порядке, в экспозиции на выставке они слегка перетасованы.

Две ранние работы, вторая редко встречается в альбомах репродукций:

1. Автопортрет с рафаэлевской шеей (1921)




2. Вид Кадакеса с обратной стороны (1921)




Следующая работа написана под впечатлением стиля Пабло Пикассо, мастерскую которого в Париже он посетил в 1926 году.

3. "Барселонский манекен" (1926-27)




"Барселонский манекен" - неожиданно большая картина, 198 x 148 см, и вживую - очень впечатляющая.
"Портрет Гала с бараньими ребрышками" удивляет размером, ибо вопреки (моим, во всяком случае) ожиданиям она меньше любой из своих репродукций - это миниатюра на дереве в пышной резной раме, живописная поверхность составляет всего 6,8 х 8,8 см.

4. "Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече" (1933)




5. "Странности" (1935) - небольшая и необъяснимо притягивающая, настоящий магнит для глаз; небо на картине на самом деле черное, белесые полосы - это, увы, блики.




Следующие две картины на выставке буквально светились - контраст с темным фоном стен и соответствующее освещение дало потрясающий эффект.

6. "Фигура и драпировка на фоне пейзажа" (1935)




7. "Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами" (1936)




8. "Женские фигуры, воспроизводящие шхуну в движении" (1940) - эта невероятно прекрасная картина любопытна еще и тем, что была написана в год отъезда Дали и Галы в США в связи с оккупацией Парижа.




9. "Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин" (1945) - женщина видна в верхнем портрете на фоне песчаной пустыни, но в этом разрешении, пожалуй, рассмотреть ее будет сложно:




10. "Внутриатомное равновесие пера лебедя" (1947)




11. "Гала, созерцающая Corpus Hypercubus" (1954)




...которого на выставке не было:




12. "Вознесение святой Цецилии" (1955)




13. "Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии двух метров в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра", этюд (1962) - о, эти названия! Вряд ли кому-то, кроме Дали, можно было бы позволить давать такие названия картинам, они звучат как пространные названия глав в старых романах.




14. "Галлюциногенный тореро" (1968-70) - показываю в двух вариантах: эскиз, представленный на выставке, и окончательный вариант, которого на выставке не было:







15. "Стереоскопия с "Менинами" Веласкеса" (1975-76) - предполагается, что с некоторого расстояния эти картины должны восприниматься как единое целое - но для этого нужно, чтобы между смотрящим и картиной никто не стоял.




"Менины" ("Las Meninas" - исп. "фрейлины") - картина Диего Веласкеса, другое ее название "Семья Филиппа IV".




16. "Рассвет, утро, день и вечер" (1979) - одна из работ Дали, источником вдохновения для которых стала картина Жана Франсуа Милле "Анжелюс" (фр. L’Angélus, 1857-59).




Поза женщины на картине Дали воспроизводит фигуру крестьянки с картины Милле. Дали признавался, что поза крестьянки трансформировалась в его сознании, соединилась с образом самки богомола, то есть с фрейдистским понятием "матери-пожирательницы", и приобрела архетипический смысл. Начиная с 1930-х годов художник обращался к этому образу более десяти раз, таже мотив "Анжелюса" становился темой статей и эссе Дали, называвшего шедевр Милле "поразительной, загадочной и многозначительной картиной, самой богатой подсознательными идеями из всех, что когда-либо были написаны".




В начале 1980-х годов Дали создает свои последние работы, в которых он обращается к своим кумирам - Микеланджело и Веласкесу.

17. "Без названия. Со скульптуры головы Джулио Медичи", (1981-82).




18. "Гала, созерцающая явление инфанта Бальтасара Карлоса" (1981).




Среди графических работ был бесподобный эскиз куба в перспективе к картине "Расщепление атома" ("Дематериализация носа Нерона", 1947), но в сети я его не нашла, так что пусть здесь будет хотя бы окончательный вариант в цвете (просто чтобы обозначить тему, самой картины на выставке не было):




Из обширного собрания графики ограничусь этим эскизом к портрету (1969):




Все живописные работы, много графики и даже личные фотографии Дали с выставки можно посмотреть здесь - О выставке Сальвадора Дали в Пушкинском.

=====

Дополнительные ссылки: очень большая галерея работ Сальвадора Дали, и еще много разного и интересного на сайте, посвященном жизни и творчеству Дали.

Другие выставки, которые я посетила в тот же день:

О выставке "Датские мастера 1800-1850", здесь много картин.

Два портрета Лоренцо Лотто.

art

Previous post Next post
Up