Intro
Файл с этим текстом долго ждал и, наконец, пригодился: публикую по поводу вопроса, озвученного в журнале моей френдессы
prosto_lo.
Сразу предупрежу, что, хотя в этом тексте проводится параллель между классикой Таро и колодой Манары, я склоняюсь к тому, что т.н. Таро Манара - это оракул, наложенный на сетку Таро.
И еще хочу сказать спасибо
oiri-kata за то, что эта колода улеглась в моем сознании и этот текст смог появиться.
Картинка кликабле, ведет в альбом с изображениями полной колоды.
Колода создана художником Мило Манара на рубеже ХХ-XXI в. и впервые была издана в 2000 г. издательством LoScarabeo (Италия). Основой ее изобразительного ряда стали комиксы Мило Манары, и рисунки колоды - это фрагменты его работ, связанные с сюжетами комиксов. Вырванные из контекста своих историй и по-новому сгруппированные, эти ситуационные рисунки стали иллюстрацией человеческих взаимоотношений в различных их проявлениях.
В весьма кратком ее описании, прилагаемом к колоде, сказано: "Эти карты могут быть свободно интерпретированы при толковании, но вместе с тем каждая из них имеет свое очень точное значение. Ключ к пониманию этих карт - эротизм и чувственность, очарование и притягательность игры и соблазнения, воплощением которых являются искусно выполненные рисунки Мило Манары. Несмотря на то, что карты снабжены кратким описанием и астрологическими соответствиями, для лучшего понимания значений карт толкователю следует не придерживаться сопутствтвующего колоде толкования буквально, а обратиться к своей восприимчивости".
То есть, смысловое значение карт Таро Манары подробно не разрабатывалось ее автором и интерпретация карт во многом основывается на индивидуальных ассоциациях гадающего и зависит от широты его взглядов, опыта личных взаимоотношений, наблюдательности, способности поставить себя на место каждого из участников изображенной ситуации и считать с поз и положения в рисунке их мысли, желания, побудительные мотивы. По существу, нужно быть неплохим психологом и житейски мудрым человеком, или же развивать в себе эти качества, чтобы с успехом использовать эту колоду и рассматривать изображенные ситуации беспристрастно, не принимая и не подвергая осуждению ни одну из сторон, потому что личная эмоциональная окраска не позволит объективно рассмотреть роли участников.
Особенности колоды Мило Манары
Колоду Таро Манары нельзя однозначно приписать к какой-либо из классических систем Таро - не говоря о специфических рисунках и смысловом наполнении карт, колода также отличается и от колоды А.Э.Уэйта, и от колоды А.Кроули, и от Марсельской системы своим порядком Старших Арканов и их астрологической атрибутикой.
За основу колоды взята самая общая структура Таро: деление карт на 22 Старших Аркана и 56 Младших. Эта отправная структура стала сеткой, на которую наложены совершенно новые образы, значения и внутренние взаимосвязи, что и позволяет сравнивать Таро Манары более с оракулом, чем с Таро. Тем не менее, если проследить соответствия значений карт классическим на примере Старших Арканов, помимо различий в значениях выявится также и сходство. Рассматривая Таро Манары, не приходится говорить об архетипах: в ее образах представлены вполне конкретные ситуации, которые работают наподобие психологических тестов, где нужно оживить рисунки, наполнив смыслом и содержанием нарисованную ситуацию: что чувствуют ее участники, что высказывают, что скрывают. В этом плане колода позволяет работать с ней, не придерживаясь традиционных значений какой-либо из классических колод, потому что она не следует строго ни одной из них.
К слову, именно поэтому при кажущейся легкости интерпретации нельзя посоветовать начинать работать с Таро именно с этой колоды. Хотя бы беглое знакомство с какой-либо классической колодой просто необходимо, чтобы было видно, на базе каких арканов раскрываются те или иные арканы (и какая их сторона раскрывается в Таро Манары), во-первых, а во-вторых, чтобы представление о системе Таро не было настолько искаженным, насколько его может сделать изучение Таро Манары - ведь первая изученная колода, так или иначе, все равно остается базовой, как таблица умножения.
В традиционной колоде Таро изображения на Арканах диктуются выражаемыми ими принципами, рисунки этих колод призваны передать значение этого принципа через свою символику, не всегда "прозрачную" для поверхностного взгляда; в них прежде всего имеет значение символическая точность и насыщенность символов изображения. Можно даже сказать, что, обладая знанием какой-либо системы (Марсельское Таро, Таро Тота Кроули, Таро Уэйта или любое другое) и придерживаясь его по умолчанию, можно с успехом использовать для работы колоду с пронумерованными по старшинству и мастям картами без каких-либо дополнительных изображений.
В колодах же рисуночных на первый план в толковании выходит рисунок каждой карты, при работе с ними трактуется в первую очередь изображение, которое зачастую имеет буквальное значение, и оно может очень существенно отличаться от значений соответствующих им карт в системах, ставших классическими: если провести сравнение рисуночного аркана с символическим, то рисунок может искажать классическое значение, акцентировать или преуменьшать значение различных его аспектов; он становится частным случаем некой превосходящей его целостности, выраженной соответствующим классическим арканом. В меньшей степени это различие заметно в колодах, в которых четко прослеживается следование какой-либо из классических колод Таро (среди популярных колод это чаще всего колоды на базе Таро Уэйта - которая, несмотря на наличие рисунков на Младших Арканах, остается символической, а не оракульной колодой), и в большей степени это различие заметно в колодах, подобных Таро Манары.
О порядке Старших Арканов
Ряд Старших Арканов Таро Манары открывается картой Маг, что соответствует английской школе Таро.
Правосудие (или Справедливость) и Сила располагаются в ряду Старших Арканов в порядке, позволяющем сравнить его с Таро Тота А.Кроули: VIII Правосудие и XI Сила. При этом астрологические соответствия берутся в порядке, принятом в системе Золотой Зари без учета перестановки этих Арканов, из-за чего Сила приобретает атрибуцию Весов, а Правосудие - Льва (тогда как и у Кроули, и в традиции Золотой Зари за Силой сохраняется атрибуция Льва, а за Справедливостью - Весов). Несмотря на то, что астрологическая атрибутика в Таро Манары редко принимается во внимание при толковании, это влияет на смысловые оттенки арканов и делает Силу Таро Манары подавленной противоречиями изнутри и извне, в ней четче прорисовывается дуальность и Аркан в целом приобретает смысл взаимного несоответствия и "недостижения", а Правосудие, внешне бесстрастное, становится более личностно окрашенным, пристрастным и часто указывает на проявление своеволия, неуклонное утверждение своего Я (пассивное или активное - по обстоятельствам), отсутствие желания и способностей к поиску компромисса, вплоть до разрыва отношений.
Несмотря на это, обе карты хорошо вписываются в линейку Старших Арканов: после обращенной в прошлое Колесницы как нельзя лучше смотрится Правосудие, в котором происходит переоценка и прошлого в контексте настоящего; в следующей карте Отшельник оказывается один на один с самим собой, а дальше героиня, многократно отразившись в Зеркале и уверовав в его эмультипликативный эффект, испытывает самодовольство от созерцания множества возможностей, которые она в себе открывает; с таким настроением она попадает в Силу, у которой желания превосходят возможности, и в Наказании, заигравшись в самопровозглашенную вседозволенность, она получает от своего прошлого последний назидательный шлепок, который уже не способен помешать ей дальнейшее продвижение по своему пути, а только подтолкнет или подстегнет, сообщив ускорение.
Иерархия Придворных арканов
В придворные карты также внесены изменения, самые младшие из них получили собственные названия, не соотносимые с известными колодами: в Таро Манары Паж стал Слугой, а Рыцарь - Всадницей. Это подчеркивает приоритет женственности, которая проявляется в образах колоды: старшинство в королевской паре по-прежнему принадлежит Королю-мужчине, но зато реванш берут женщины-Всадницы, которые выражают собой активные качества женской природы, ее способность быть независимой, деятельной, целеустремленной и самостоятельной, опирающейся в своих поступках в первую очередь на саму себя и действующей без оглядки на окружение. Феминистичность колоды не означает того, что женское начало непременно агрессивно (оно бывает агрессивно, только когда подавлено и агрессия становится реакцией на притеснение); поэтому колоду можно назвать не столько феминистской, сколько феминологической - женщина в ней уже не отстаивает и не декларирует свои права, а поступает и действует в согласии с самой собой, своей сущностью, а значит, естественна в своем поведении.
* * *
Чтобы понимать язык Таро Манары, нужно понимать женскую природу и относиться к ней непредвзято, воспринимать ее такой, какая она есть, не принижая, но и не обожествляя ее. В колоде женственность представлена естественной в многообразии своих проявлений, и единственное, что может сделать ее шокирующе вульгарной, пугающе активной или достойной осуждения - это взгляд смотрящего, его собственные оценки, которые придают образам ту или иную окраску.
Специфика колоды обуславливает отношение к ней ее обладателей и тех, кто впервые с ней сталкивается. Ее проработка может иметь терапевтический эффект для тех, кто испытывает затруднение в сфере личных взаимоотношений, а резкое неприятие ее образов (реакция страха, отрицание, отторжение) может свидетельствовать о наличии таких проблем, неосознаваемой форме, то есть, вытесненных и находящихся в подавленном состоянии.
За десятилетие, прошедшее со дня ее выхода в свет, в руках многих тарологов колода показала себя как прекрасный инструмент, позволяющий разобраться в тонкостях взаимоотношений, иллюстрирующий нюансы межличностных отношений и раскрывающий мотивы поведения в различных ситуациях.
©
olga_galo