Как должны приниматься решения в отдельно взятом городе? Понятно, что обязательно должен быть руководитель, который направит, скорректирует, выберет нужное и отсеет лишнее. Твердая рука в управлении еще никому не мешала, но залог истинно хорошего правителя еще и в том, чтобы слышать людей. Очень хороший пример диалога между властями города и его жителями запустили сейчас в Москве - "Активный гражданин" - специальный портал, на котором можно обсуждать самые злободневные для москвичей проблемы.
Например, новые станции метро. Кто определяет их облик? Власти города решили отдать это на откуп самим горожанам: теперь с помощью "Активного гражданина" можно проголосовать за понравившийся проект, который будет воплощен в самом ближайшему будущем (для тех, кто сомневается в актуальности - на ближайшую пятилетку в столице запланирован ввод в эксплуатацию 40 новых станций, как говорится, есть где и из чего повыбирать). В числе первых через проект будут определять варианты оформления "Солнцево" и "Новопеределкино" Калининско-Солнцевской ветки метро. На голосование выставлены работы финалистов первого этапа конкурса, а победитель впервые будет определен не только путем голосования жюри, но и по результатам народного голосования.
А выбирать действительно есть из чего. Например, для "Новопеределкино" немецкие архитекторы из Gerber Architekten придумали концепцию, в центре которой - волнообразный потолок цвета солнечного света. Группа архитекторов из Москвы FAS(t) взяла за основу идею "лес под землей", Variant Studio из Латвии предлагают сделать станцию"«самой тихой в мире", Студия Бориса Воскобойникова (Nefaresearch) сделала основной акцент на "позитивном светодизайне", а команда United Riga Architects попыталась в своем проекте
соединить исконно московские архитектурные мотивы и современные методы отделки интерьеров.
Выбор дизайна станции метро, конечно же, дело важное и нужно, однако от того, если в нем примут участие не все, по большому счету, никто не пострадает. Совершенно иное дело действительно злободневные вопросы. Методика "Активного гражданина", отработанная как раз на таких вопросах обсуждения дизайна станций, может стать отличной площадкой для публичных слушаний, которые требуются по закону в отношении любой инициативы.
По крайней мере, это гораздо удобнее, чем в рабочее время тащиться куда-либо для выражения своей гражданской позиции.
Как считаете?