Путешествие с севера на юг: Музей истории религии

Dec 24, 2016 12:27

21 июля 2013 сразу после посещения Исаакиевского собора мы с Мари немного отдохнули в кафе, а потом отправились в Музей истории религии.
Первый зал посвящен традиционным верованиям Сибири и Дальнего Востока.



Пещера первобытного человека.



Сибирская экспозиция.



Так одевались сибирские племена.



Обрядовое весло. Чукотка, Анадырский лиман, пос. Мариинский пост (нач. XX в.). Маленькие весла с изображенными на них сценами удачного морского лова являлись необходимыми атрибутами ритуала Кереткуна. Рисунок на весле - своеобразная графическая форма заклинания.



Медвежьи когти.



Мари на фоне предметов шаманского быта.



Бубен и колотушка шамана. Хабаровский край, Нанайский район, село Дада (сер. XX в.). В отличие от многих народов Сибири, бубен у нанайцев и других коренных жителей Нижнего Амура и Сахалина не рассматривался как символ Вселенной или ездовое животное шамана. Своеобразной чертой является овальная, с узким ободом, форма.



Изображение духа умершего шамана. Южная Сибирь, Алтай (XIX-XX вв). Почитание духов умерших шаманов было очень распространено у саяно-алтайских народов и бурят. Считалось, что души становятся духами-хозяевами гор, рек и источников. Символические изображения (чалу) умерших шаманов в виде маленького бубна или ленточек родственники подвешивали в юрте. К духам обращались за помощью, окропляя изображение чаем.

Далее мы прошли в индейский зал.



Шаманская погремушка. Тлинкиты. Северная Америка, Тихоокеанское побережье, остров Ситка.



Маска-наголовник в виде головы волка. Тлинкиты. Северная Америка, Тихоокеанское побережье, остров Адмиралтейства, селение Киллисну (1890 г.). Маска использовалась во время лечения больных. Считалось, что дух волка - покровителя племени - дает силы шаману. Каждый шаман должен был иметь по одной маске духа-помощника из нижнего, среднего и верхнего мира, а также маску личного духа-хранителя. Чем больше масок, тем сильнее шаман.



Шаманский пояс. Индейцы Южной Америки (XIX в.).

А еще интересны жреческий и погребальный культы народов Индонезии.



Жреческая книга. Батаки. Индонезия, остров Суматра (XIX в.). Книга - один из главных атрибутов батакского жреца. Это свод правил и указаний, оракулов и лекарственных рецептов, который также связан с познаниями в военной магии и астрологии. Предсказания жреца основаны на том, что духи живых и умерших могут проявлять себя через знаки и знамения. Главное - правильно их истолковать.



Корабль мертвых. Батаки. Индонезия, остров Суматра (XIX в.). Спуск лодки с душами умерших в воду, проводы в потусторонний мир - ключевой момент "праздника смерти", тщательно разработанного ритуализированного представления, которое длится несколько дней. Ведет души проводник, а руководящий церемонией жрец поет песни, в которых описывается долгий и опасный путь в мир мертвых.

В зале религии Месопотамии мне сразу бросились в глаза массивные кудурру - каменные стелы с клинописью.



Кудурру. Копия с оригинала XVI - XII вв. до н.э. Изначально это были межевые камни, обозначавшие границы земель.

Конечно, Египет, Рим и особенно Эллада мне намного ближе.



Гор (конец I тыс. до н.э.). Во многих областях Египта издревле был распространен культ сокола, выше других птиц поднимающегося к небу. Первоначально Гор-сокол почитался как хищный бог охоты. В династический период он стал считаться покровителем власти фараона. Символ Гора - солнечный диск с распростертыми крыльями, охраняющими властителя.



Гор благословляет смертного.



Сехмет (конец I тыс. до н.э.). Богиня войны и палящего солнца пустыни, целительница Сехмет изображалась в виде женщины с головой львицы. Была дочерью Ра и женой Птаха, охраняющей фараона во время битв.



Тот (конец I тыс. до н.э.). Тот - бог Луны, а также мудрости, счета и письма, считался создателем календаря. Обычно Тота изображали в виде человека с головой ибиса и с палеткой писца в руках.



Апис-бык (конец I тыс. до н.э.). Апис - бог плодородия в облике быка, воплощение бога Птаха. Центром его культа был город Мемфис, где для содержания быков построили специальный Апейон. Умершего священного быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу.



Амон (конец I тыс. до н.э.). Обычно Амона изображали в виде человека (иногда с головой барана или в виде барана) в короне, украшенной перьями и солнечным диском. Отождествленный с богом солнца Ра, Амон почитался как царь всех богов, считался творцом мира. В XVI-XIV вв. до н.э. культ фиванского бога Амона распространился по всему Египту.



Фараон и покровительствующие ему боги - Исида, Амон, Гор.



Анубис - бог мира мертвых.



Египетский саркофаг.

Критско-микенский период:



Богиня со змеями. Копия с оригинала XVI в. до н.э. Богиня со змеями - одно из воплощений образа Великой Богини-Матери, олицетворяющей жизненные силы природы и одновременно являющейся покровительницей мертвых. Ее действие проявлялось в лунных фазах, в смене времен года, в непрерывном цикле рождения и смерти. Змея символизирует хтоническую силу.

Ну и эллинская культура, куда же без нее:





Зевс.



Две Афины!



Голова Аполлона.



Макет города Дельфы.

Рим:



Ручка светильника с изображением солнца. Римская империя (III в. н.э.). Культ Солнца обрел второе рождение в период поздней Римской империи. В конце III в. праздник рождения Непобедимого Солнца был официально установлен императором Аурелианом и отмечался 25 декабря.



Фрагмент саркофага из катакомб святой Агнессы. Рим (первая пол. IV в. н.э.).

Зал иудаизма погружает нас еще глубже в прошлое.



Благословение Исааком Иакова. Ваза. Италия (XVIII в.). Знаменитый сюжет о праве первородства, о женской хитрости и о том, что главное не первенство, а искренняя забота о человеке.



Кетер-тора. Восточная Европа (конец XIX в.). Кетер-тора - корона, важный элемент облачения свитка Торы. Она надевается одновременно на оба древка, на которых закреплен свиток.



Ханукальный светильник. Аугсбург, Бавария (ок. 1860 г.). Атрибут праздника Ханука, установленного в честь возобновления служб в Иерусалимском храме (II в. до н.э.). Две витые колонны (Иахин и Воаз) и семисвечник (менора) указывают на то, что изображаемая сцена - освящение Иерусалимского храма. Фигуры мужчин символизируют победу еврейского восстания под предводительством Иуды Маккавея над войсками царя.



Тора-шилд. Аугсбург, Бавария (1802 г.). Тора-шилд - украшение и одновременно указатель свитков, подготовленных для богослужения.



Праздничный светильник. Польша (XIX в.). Семисвечник напоминает изображение меноры на барельефе арки, воздвигнутой в 81 г. н.э. в честь завоевания Иудеи императором Титом. Талмуд запрещает точные изображения храмовой утвари, поэтому вариаций меноры очень много. Она получила широкое распространение в Европе XIX в.



Кувшин для ритуального омовения рук. Польша (XIX в.). Этот кувшин был подарен прихожанкой синагоге Злотува. Она пожелала, чтобы в память о ее муже, "достопочтенном Менахеме", кубок использовали для омовения в большие и малые праздники.



Декоративное пасхальное блюдо. Центральная Европа (XVIII в). Предмет сервировки ритуальной трапезы праздника Песах, посвященного памяти освобождения евреев от египетского рабства. В центре блюда изображена сцена спасения младенца Моисея, а на бортике написано: "и услышал Бог голос наш".



Литургический сборник "Молитвы Израиля". Австро-Венгрия, Вена (1894 г.). Переплет книги украшен порталом с короной, в проеме которого помещена металлическая плакетка. Она изображает Скрижали Завета.

Потом мы пошли в зал христианства. Разумеется, все начинается с католичества:



Ф. Штуфлессер. Дева Мария непорочного зачатия. Австрийская школа (конец XIX - нач. XX вв.).



Тот же автор. Христос с пылающим сердцем.



Архангел Михаил. Франция (XIX в.). Во время крестовых походов особенно почитались святые покровители военного сословия. Но главным считали архангела Михаила - предводителя небесного воинства. В 1256 г. Людовик Святой отправился в паломничество к Мон-Сен-Мишель и молился архангелу о заступничестве в борьбе с неверными.



Святой Людовик. Франция (XIX в.). Людовик IX был предводителем двух последних крестовых походов. Он вернулся на родину еще более почитаемым своими подданными и привез реликвию - терновый венец. Время правления Людовика (1226 - 1270) считается эпохой благоденствия и славы Франции.



Жан Огюст Доминик Энгр. "Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсе" (1854 г.). Подобно крестоносцам, Белая Дева избрала своим покровителем архангела Михаила.



Я и Жанна.



Французская Библия (1834 г.).



Святой Франциск. Его знаменитую молитву, которую я очень люблю, тоже опубликую:

Sarah Maclachlan - "Prayer of St Francis"



М.М. Антокольский. Бенедикт Спиноза (1882 г.). Нидерландский материалист Бенедикт Спиноза считал целью познания совершенствование человека и достижение его господства над природой. Спиноза основал научную критику Библии.



Мария и Марфа. И тут я не удержусь, процитирую Киплинга:

Дети Марии легко живут, к части они рождены благой.
А Детям Марфы достался труд и сердце, которому чужд покой.
И за то, что упреки Марфы грешны были пред Богом, пришедшим к ней.
Детям Марии служить должны Дети ее до скончанья дней.

Это на них во веки веков прокладка дорог в жару и в мороз.
Это на них ход рычагов; это на них вращенье колес.
Это на них всегда и везде погрузка, отправка вещей и душ,
Доставка по суше и по воде Детей Марии в любую глушь.

'Сдвинься',-горе они говорят. 'Исчезни',-они говорят реке.
И через скалы пути торят, и скалы покорствуют их руке.
И холмы исчезают с лица земли, осушаются реки за пядью пядь.
Чтоб Дети Марии потом могли в дороге спокойно и сладко спать.

Смерть сквозь перчатки им леденит пальцы, сплетающие провода.
Алчно за ними она следит, подстерегает везде и всегда.
А они на заре покидают жилье, и входят в страшное стойло к ней.
И дотемна укрощают ее, как, взяв на аркан, укрощают коней.

Отдыха знать им вовек нельзя, Веры для них недоступен Храм.
В недра земли их ведет стезя, свои алтари они строят там,
Чтобы сочилась из скважин вода, чтобы, в землю назад уйдя,
Снова поила она города, вместе с каждой каплей дождя.

Они не твердят, что Господь сулит разбудить их пред тем, как гайки слетят,
Они не бубнят, что Господь простит, брось они службу, когда хотят.
И на давно обжитых путях и там, где еще не ступал человек,
В труде и бденье - и только так Дети Марфы проводят век.

Двигая камни, врубаясь в лес, чтоб сделать путь прямей и ровней,
Ты видишь кровь - это значит: здесь прошел один из ее Детей.
Он не принял мук ради Веры святой, не строил лестницу в небеса,
Он просто исполнил свей долг простой, в общее дело свой вклад внеся.

А Детям Марии чего желать? Они знают - ангелы их хранят.
Они знают - им дана Благодать, на них Милосердья направлен взгляд.
Они слышат Слово, сидят у ног и, зная, что Бог их благословил,
Свое бремя взвалили на Бога, а Бог - на Детей Марфы его взвалил.

В зале православия - свои война и мир:



Н. С. Пименов. "Торжество Христианства, или ниспровержение идолов" (1850 г.). Эта аллегорическая фигура посвящена крещению Руси. Христианство предстает воином с крестом и мечом, а уходящее язычество - поверженным волхвом.



Ад и Рай.



Орден святой Ольги.



Издания православных брошюр для простых людей.



Чудо Георгия о змие. Россия (XVII в.). Святой Георгий, живший в IV в., почитался на Руси как небесный защитник русского воинства и покровитель Москвы. Чудо о змие - самое популярное из его чудес и восходит к устной традиции VIII в.



Нестор-летописец.



Остромирово Евангелие - древнейшая дошедшая до нас русская книга. Копия 1889 г.



Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Икона (XIX в.).



Сама Куликовская битва.



Православная Библия (XIX в.).



Напрестольный крест. Москва (XIX в.). Символизирует присутствие Спасителя в церкви.



Тайная вечеря.



В преддверии Первой мировой.



Огромная Библия 1917 г.

После блеска и внушительности атрибутов православия особенно бросается в глаза, что протестантизм сдержан и лаконичен.



Адам и Ева в Раю. Альберт фон Зёст (1533 г.).



Иисус и апостолы.



Протестантское распятие.



Повседневное облачение лютеранского пастора. Талар, барет и пасторский крест (XX в.).

Зал религий Востока:



Помните историю из "Сейлор Мун" про кролика, который толчет в ступе рис и печет рисовый пудинг? Вот этот кролик.:)



Бог литературы.



Гадательный круг с компасом. Китай (XIX в.). Гадательный геомантический компас-лопань - одно из важнейших приспособлений для составления фэн-шуя. "Ло" означает "все", а "пань" - "плошка". Лопань - вместилище всех земных кругов. Его сложное строение разрабатывалось много столетий. Геомантический компас состоит из концентрических колец (от 1 до 36) с 24 отметками по ободу. С его помощью можно вычислить подходящее место для постройки дома, разбивки парков, а также определить стороны света.



Иерархия в китайском обществе.



Драконья ваза.



Праздник Дракона. Китай (XIX в.).Так описывает этот праздник очевидец: "В большом Даванмяо я впервые столкнулся с культом дракона (даван) в его наиболее внушительном виде, а именно - в виде Царя Драконов, т.е. обожествленного чиновника, который или отлично боролся с прорывами Желтой реки через плотины, или сам погиб в этой борьбе, утонул. Это огромный храм с роскошно одетыми статуями и многоречивыми надписями. Считается, что душа чиновника перерождается в дракона. Однако за неимением оного в наличности во время наводнения ловят простую змею, сажают в киот и приносят ей жертвы, как Царю Драконов".



Цимбалы. Китай (конец XIX - нач. XX в.).



Маски для праздников. Традиционно немного жуткие.



Дракон. Япония (XIX в.). Дракон - персонаж, заимствованный из китайских народных верований. В основном, почитается как божество водной стихии. Обряды в честь дракона проводятся в синтоистских храмах. Возможно, именно слияние образов синтоистских божеств и дракона привело к проникновению его образа во все сферы японской культуры. Местом особого почитания дракона является префектура Канагава (пятиглавый дракон на о. Эносима и девятиглавый - в озере Асиноко).

И наконец - таинственная Индия:



Кали. Индия (XIX в.). Ее еще называют Махакали (великая черная). Кали - темная сторона супруги Шивы Парвати. Изображается темнокожей, с клыкастым ртом, распущенными волосами и ожерельем из отрубленных голов. Богиня почитается как победительница демонов Шумбхи (похоти) и Нишумбхи (жадности).



Дурга - победительница демона Махиши. Индия (XIX в.). Дурга (труднодоступная, удаленная) - одна из ипостасей Парвати. Богиня-воительница, которая защищает богов и мировой порядок. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола Махиши, прогнавшего богов на землю. Он не мог быть побежден ни мужчиной, ни животным. Его победила Дурга с помощью божественного оружия. Она изображается многорукой, восседающей на льве или тигре, с атрибутами различных богов. Копьем Дурга пронзает Махишу, в одной из рук держит отрубленную голову.



Знаменитый индийский слон.



Звезды в полу индийского рая. Там поразительно красиво!

Ислам:



Коран.



Макет соборной мечети. Рядом с оригиналом мы гуляли.:)



Шлем с полумесяцем и звездой.



Оберег.

А завершаю я пост картой Иерусалима (1905г.):



Город Городов.

literature, travel, photo album, music, my friends, vive la france, just me

Previous post Next post
Up