Этот музей тоже заслуживает разделения, тем более что посещение у нас растянулось на два дня. Сегодня выкладываю фото из Строгановского дворца, а также из Мраморного, где находится музей современного искусства. Назад, в 3 августа 2015.
Строгановский дворец, каким он был в середине XVIII века.
Так он выглядит сейчас.
Греческая комната, в которой сочетаются ампир, поздний классицизм и новое барокко. Строилась и перестраивалась с середины XVIII в. до 60-х гг. XIX в.
Зал с дубовым камином. Интерьер был оформлен в самом конце XIX в. по типу охотничьих кабинетов в английских замках для графа С. А. Строганова (1852-1923) - большого любителя псовой охоты и владельца нескольких конных заводов.
Большая гостиная. Интерьер восстановлен по фотографии из семейного альбома Строгановых. Архитектурное оформление гостиной относится к периоду историзма (1840-1850-е гг.) и связано с именем яркого представителя этого стиля Г. А. Боссе. Гостиная предназначалась для светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной Строгановой.
Очень интересная дверь. Конкретно эта - из Большой гостиной, но вообще такие двери во дворце повсюду.
Скульптура в Большой гостиной. Джозуэ Мели в 1854 году создал грустный сюжет под названием "Преданность". Собака давит лапой змею, чтобы она не укусила спящего ребенка. Очевидно, змея при этом укусит собаку.
Малая гостиная. Зал был оформлен в начале XIX в. А. Н. Воронихиным для графа П. А. Строганова. Стены облицованы искусственным мрамором теплых тонов, плоскости зеркал (в простенке между окнами и над камином) иллюзорно расширяют небольшое пространство гостиной. Зал украшают многофигурные барельефы в полуциркульных люнетах.
По оформлению Малая гостиная еще более греческая, чем Греческая комната.
Большой зал. Основное оформление двусветного зала отличает лепная декорировка стен и полуфигуры поддерживающих балконы атлантов, между которыми амуры несут картуш, увенчанный баронской короной. Интерьер создавался в середине 1750-х гг. по замыслу Растрелли. Паркет, набранный из экзотических пород дерева, среди которых самшит, сандал, лимон, чинара, относится к середине XIX в.
Скульптура, стоящая в Новой передней. М. И. Козловский, "Минерва и гений художеств" (1796).
Одна из красивейших комнат - Парадная столовая. Эффектное решение интерьера принадлежит А. Н. Воронихину (1793). В простенках между полуколоннами он разместил огромные зеркала, которые иллюзорно увеличивают пространство зала.
Кресло из Старой передней (1840-е).
Зал Гюбера Робера. Для оформления этого зала граф А. С. Строганов в 1773 г. заказал французскому художнику Гюберу Роберу живописный ансамбль из шести полотен, на которых были изображены древние обелиски, храмы и арки, а также водопады и горы. Существующий вариант отделки относится к 1810 г. и принадлежит архитектору И. Ф. Колодину.
В этом же зале помещены коллекционные сервизы, относящиеся к 1810-м гг.
И посуда времен Наполеоновских войн.
Арабесковая гостиная. Зал, примыкающий к кабинету графа С. Г. Строганова, украшают живописные панно, являющиеся копиями с фресок учеников Рафаэля в лоджиях Ватикана и росписей помпейской "Виллы Цицерона". Архитектурно-декоративное решение интерьера принадлежит П. С. Садовникову и относится к концу 1830-х - началу 1840-х гг.
Минералогический кабинет. Двухъярусное пространство зала выполнено в 1791-1792 гг. по проекту архитектора А. Н. Воронихина для графа А. С. Строганова. Оно перекрыто куполом и потому вызывает ассоциации с храмом, хотя предназначалось для размещения книг на первом ярусе и коллекции минералов на втором. По четырем сторонам зала расположены барельефы, аллегорически представляющие Огонь, Землю, Воздух и Воду.
И собственно произведения искусства, которые привлекли мое внимание:
Растрелли, посмертная маска Петра. И рядом - разумеется, тоже Петр Великий, работа неизвестного скульптора XVIII в.
Канделябр. Россия, первая половина XIX в.
Карл Гун, "Канун Варфоломеевской ночи" (1868).
В. И. Суриков, "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде" (1872).
А. П. Боголюбов, "Овер близ Парижа" (1881).
Л. А. Бернштам, портрет Ф. М. Достоевского (1881).
Н. Н. Гё, портрет Толстого (1884).
Н. Н. Гё, бюст Толстого (1890).
А далее мы пошли в Мраморный дворец, где представлена экспозиция современного искусства.
Сначала все было привычно - картины и полотна известных авторов.
Александр Гине, "Остров Валаам" (1857).
Б. М. Кустодиев, "Зима. Масленое гулянье" (1919).
Но затем началось истинно современное искусство - модерн, постмодерн и сюрреализм, ибо:
Клас Ольденбург, "Банановое мороженое на дегустации" (1964).
Микеланджело Пистолетто, "Стена" (1967).
Пабло Пикассо, "Большие головы" (1969).
Клаудио Браво, "Мадонна" (1979 - 1980).
И. Г. Макаревич, портрет Ивана Чуйкова (1981).
И. Г. Макаревич, "Шкаф Ильи" (1987).
Том Вессельман, "Рисунок из стали с фруктами, цветами и Моникой" (1986).
В. Янкилевский, "Триптих № 14. Автопортрет. Памяти отца" (1987).
А. Р. Пенк, "Снегурочка" (1988). Пенк, которого в 1980-е причисляли к "новым диким", исследует главным образом общественные структуры, а также научные проблемы. Чтобы сделать эти комплексные процессы наглядными, он разработал специальный знаково-схематичный язык, который превращает людей в пиктографические формулы, напоминающие ранние формы искусства. Скульптура "Снегурочка" относится к циклу произведений, связанных с научными методами. Композиция произведения напоминает снимки под микроскопом молекулярных структур или других биологических моделей. Однако название, взятое из мира сказок, уводит ассоциации зрителя в направлении, абсолютно противоположном научному знанию.
Н. Овчинников, "Между книгой и картиной" (1993).
Серж Есаян, "С добрым утром!" (1995). Лично мне эта фигура напомнила
скульптуру Ришье из Антиба.
О. Тобрелутс, "Голова Антиноя" (2003). Привет
скульптуре из Зимнего.
Ни я, ни Марина не являемся ценителями современного искусства, поэтому, конечно, Строгановский дворец произвел на нас лучшее впечатление, чем музей Людвига. А над "Снегурочкой" мы вообще долго смеялись. Главным образом, над сочетанием образа и названия.