Mar 05, 2015 01:24
Вчера и сегодня перед центральным входом в МГИМО стоит большой букет алых роз. Рядом с ним - во что невозможно поверить - портрет Татьяны Андреевны Черкасовой, доцента кафедры русского языка и литературы. Татьяну Андреевну знает почти вся страна - по десяткам, а, может быть, сотням телевизионных передач "Умники и умницы", в которых она беседовала со школьниками о языке, на котором всем нам выпало жить и думать. Именно беседовала, неспешно и вдумчиво, как разговаривают с хорошими друзьями о чем-то важном и дорогом, а не преподавала или экзаменовала.
Татьяна Андреевне до такой степени любила и знала свое дело, что ей никогда не приходило в голову показывать свое превосходство перед студентами или коллегами. Поправляя ошибки (со мной это случалось много раз, когда мы работали над общей книгой), она просто делала свое дело, как врач накладывает повязку, а садовник стрижет кусты. В зачеркнутых красными чернилами и написанных заново ее рукой буквах и словах не было ни капли тщеславия. В них было только спокойное, усердное и благородное служение главному делу жизни - так как однажды и навсегда его сформулировала для себя Татьяна Андреевна. Этим делом было познание родного языка в его всевозможных проявлениях, постижение его живой красоты и приобщение к этой красоте юного поколения россиян.
Вспоминая сегодня Татьяну Андреевну, я вижу перед собой ее особенное лицо, которое определенно выдавалось из общего ряда, но не благодаря особенными чертам, а благодаря незабываемому, очень мягкому и одновременно проницательному взгляду. Татьяна Андреевна всегда смотрела весело и легко, что почти невозможно для человека ее возраста и занятости. Встретиться с ней глазами, пусть на секунду, на ходу в шумном коридоре, означало получить верную порцию чистосердечного тепла и радости. Как это получалось, непонятно.
Несколько лет назад мы вместе с Татьяной Андреевной и ее коллегами работали над новым курсом "Русский язык и культура речи для экономистов-международников". К курсу был сделан учебник, вернее солидное учебное пособие. Работа потребовала от преподавателей русского языка огромного терпения и необходимости вникать в далекие от лирики экономические вопросы. Много раз мы встречались с Татьяной Андреевной, чтобы обсудить очередную тему, выбрать текст для самостоятельной работы студентов или составить упражнения. Наши рабочие места находились на расстоянии целой автобусной остановки (по коридорам и лестницам внутри здания университета). Зная, что Татьяне Андреевне трудно ходить, я всегда предлагала придти к ней, но она не соглашалась и приходила сама. Мы садились рядом, Татьяна Андреевна доставала приготовленные бумаги и рассказывала, что она придумала на этот раз. Ее глаза сияли.
Я верю, что те молодые люди, которым посчастливилось учиться у Татьяны Андреевны, возьмут в предстоящее им путешествие по жизни ее любовь к родному языку, а главное - ее удивительный дар быть щедрой и великодушной к людям. Мне трудно поверить, что я не увижу фигуру Татьяны Андреевны и ее светлое лицо на лестнице у центрального входа в МГИМО. Пусть земля ей будет пухом.
профессионалы,
МГИМО