Школа итальянская -- Обучение, здание, религия

Dec 07, 2013 01:27

Начало здесь: http://olga-doroff.livejournal.com/235924.html



Класс. Всего 2 ряда парт, я фотографирую от двери. Это сентябрь, поэтому дети кто в халатиках, кто в белых футболках.

В школе всего 5 классов, в каждом примерно по 15 человек. Обучение начинается с 6 лет, но можно отдавать ребенка в первый класс, если уже исполнилось 5 лет. Таким образом, во втором классе учится мальчик, которому сейчас 6 лет. Сереже уже 7 с половиной, он самый большой в классе. В его классе есть малюсенькие девчушки, как куклы. Им, скорее всего, ещё нет 6-ти.
Система обучения крайне мягкая - я периодически называю школу «детский сад», и Бог его знает, насколько это надо считать оговоркой. Полтора месяца они только учили итальянский алфавит и правила чтения. В октябре начался английский - 1 раз в неделю. Первые полгода учитель только разговаривает с ними и показывает карточки, мультики, дает ситуации - короче, буквы не трогает, чтобы они не перепутали итальянские правила чтения с английскими. В ноябре началась математика - опять же с изучения цифр. Ещё есть информатика - как говорит Сережа, на ней они собирают паззлы или знакомятся с компьютерами. Ну, и физкультура. Пение - дополнительно, после уроков, условно-платное, за 10 евро в месяц.


В халатике за партой.

В первом классе ручками не пользуются: пишут и в книгах, и в тетрадях простыми карандашами, рисуют только цветными - ни красок, ни фломастеров. Поэтому нужны ластики и точилки. На первой же неделе все карандаши из школьного наборчика побились и стали ломаться, когда их точишь. Но я же купила суперские, с пластиковой оберткой вокруг грифеля - заменила, и эти уже не ломаются. Зато Сережа, как и другие дети, их постоянно точит. В классе есть машинка-точилка, так она сжирает карандаш за неделю. Уговорила точить цветные только ручной точилкой - всё равно, уже вторая коробка пошла в ход. Простых же карандашей благодаря точилке мы расходуем, как профессиональный художник-график.
Все учебники хранятся в школе. На дом учитель выдает тетрадь, в которой надо писать 1 страницу букв или слов, и учебник, в котором тоже домашнее задание - читать текст, подчеркнуть слова, вставить буквы. Учебники индивидуальные и одноразовые, но очень красочные, шикарного качества, на отличной бумаге. Если это - «5» по шкале качества книги, то наши - на уровне «3 с половиной». Кто видел иностранные учебники - английского, например, - понимает, о чём я. Два учебника не дали ни разу! Кроме этого, в ранце ребенка пенал и дневник - массивная такая красивая книженция, типа крупного еженедельника. Всё. Сравните с тем, что вынуждены перетаскивать русские школьники!
Учителя в школе есть монашки, а есть обычные, светские. У Сережи в классе монашка, «сестра». Очень добрая, приветливая. Сколько ей лет, я не знаю, но она пожилая; ходит в обычном для монашек одеянии. К детям относится как к своим: без проблем может прикрикнуть при родителях, взять за руку, отвести в класс; но она и по голове погладит, и халатик на нем поправит, и почему-то чувствуется, что она любит этих детей, хотя спрашивает без поблажек. Я много могу рассказывать про то, как они с Сережей привыкали друг к другу, но это будет не совсем про школу. Она очень переживает, что Сережа много пропустит (я надеюсь приехать в марте, но человек предполагает, а Бог смеется, да?); переживает, что он читает хуже других; переживает… Это так трогательно: мне кажется, она переживает больше меня. Я спокойно отношусь к тому, что Сережа не всё успевает и не всё понимает: он иностранец, или как? Но она возится с ним постоянно, заставляет читать, говорить по-итальянски, повторять по сто раз. Сережа ноет: «Суора (сестра) всё время меня спрашивает!..»


На стенах висят вот такие фотографии предыдущих классов. Снимок плохой, потому что блики от стекла, но видно, что сестра в монашеском одеянии. Это как раз наша "суора", Пьермарина.
После обеда детей ведут на улицу поиграть (если дождь - в тот зал, где проходят физкультура и пение). На улице Сережа много бегает и постоянно влипает во что-то: то кого-то толкнул, то сам не вписался в поворот. Мне - как и другим родителям - про это рассказывают легко, как о чём-то само собой разумеющемся: «А, дети, они играют, бегают, это нормально, бывает», и сразу Сереже: «Серджо! Ты почему так бегаешь? Не бегай!» Но вы бы видели, как бегают некоторые дети, когда они остаются в здании! (Сережа хоть там сидит тихо, им выдают настольные игры и большие корзины с конструктором, и он яростно что-то из него строит.) Я пару раз приходила забирать Сережу в два часа дня, и была просто в шоке: с ног снесут и не заметят! Никто их особо не останавливает. На случай разбитых коленок в школе существует бутылочка перекиси, или чего-то вроде того. Когда Сережа сильно ударился на улице лицом (не до крови), ему прикладывали сливочное масло, чтобы не было синяка (он всё равно был, и долго радовал меня сине-зеленым пятном на щеке).
Хочу сказать несколько слов об организации пространства в школе. Конечно, здание не строилось под неё, оно гораздо старее, я думаю. Подозреваю, что на верхних этажах живут монашки; первый выделен под детский сад и столовую, второй - под школу. На второй этаж можно подняться через первый, но это неправильно, и нас, родителей, просят заходить через отдельную дверь, прямо на второй. Здание так построено, что этот вход находится на другой улице, для нас менее удобно; поэтому мы с Сережей периодически приходим через «неправильный» вход. Замечания нам не делают: раз пришли сюда, значит, так было надо. Второй этаж - два коротких и широких коридора, почти как два квадратных холла. В одном два класса и общий большой зал, в другом - три класса и туалеты. Туалеты отдельные для младших классов (1-2) и отдельные - для старших; внутри отдельные для мальчиков и девочек. Все большие, на много кабинок. Чистота почти стерильная. Рядом с классами на стенах висят доски с крючками, над которыми наклеены имена детей - на каждого два крючка. На эти крючки надо вешать бейсболки осенью и куртки зимой.


Доска с крючками.

Сестра разрешила нам оставлять на своем крючке халатик, чтобы не носить его туда-сюда. На воскресенье я забираю его и стираю.
Да, обучение шестидневное, за исключением последней субботы месяца - она выходная.
Что ещё надо сказать про форму - халатики и спортивную. Для школы и школьников это не просто рабочая одежда - это знак принадлежности к определенной группе, к школе. Поэтому на экскурсии или какие-то события вне школы все надевают форму. У нас было два таких «выезда»: в первый раз два класса ездили в горы собирать каштаны, во второй - в соседний город на фестиваль в честь чедры - это цитрусовая культура, которая растет только здесь. Все пришли в спортивных костюмах с эмблемами, кроме нас - а я-то не знала! Никто не предупредил, потому что для них это совершенно естественно: единая форма - предмет гордости, а не неловкости. На будущее и я буду знать.
Да, вот эти обе экскурсии - если первую поездку можно назвать экскурсией - были совершенно бесплатными. Обязательно с родителями - если родители не могут, ребенок просто не поедет. Все едут на своих автомобилях; у кого нет автомобиля, как у нас, тех подсаживают туда, где есть место. Сбор каштанов был прямо в лесу, где каштаны эти растут; на фестивале нам показали документальный фильм в местном музее, потом цех по первичной обработке чедры и сад, где они растут. Дети радостно пособирали опавшие плоды в мешки, получили по одному «на память» и в счастье поехали домой. Масса удовольствия при минимальных затратах.
Правда, как раз сейчас наш класс уехал на экскурсию в Рим, слушать приветствие Папы. Опять - строго с родителями, и там уже не без затрат: дорога и ночевка, хотя подробностей я не знаю. Нас, конечно, звали, но я не захотела, и правильно: мы с Сережей отдыхаем, отсыпаемся. Мы устали от шестидневки: занятия начинаются в 8-15 (реально - когда все соберутся, могут и в 8-25 ещё не начаться, звонка на начало первого урока нет), в 8-00 надо выходить из дома. Слава Папе - получились небольшие по русским меркам каникулы. А итальянские каникулы у нас однажды уже были - три (три!!) дня, из которых два - суббота и воскресенье. Мне стоило большого труда с восторгом расписывать Сереже, как это здорово, и как мы хорошо за три дня отдохнем.
Вначале я упомянула, что школа католическая. Меня предупредила знакомая, что там читают молитву перед началом уроков и перед обедом, так что, если меня это не устраивает… Меня это устраивало, и потом я об этом совершенно забыла. Вдруг слышу: Сережа поет (на улице) что-то заводное, с хлопками и рок-н-рольными элементами. Спрашиваю, что это. Оказалось - это молитва, которую они поют перед едой. Действительно, можно разобрать упоминание Санта-Марии и Синьора! Ничего себе молитва! Прямо «Иисус Христос - Суперстар». Есть у них и предмет «Моя религия» - я видела учебник и рабочую тетрадь. Первые страницы про то, что все люди разные, но у всех есть что-то хорошее - на простых, понятных для детей примерах (правда, если детки из Европы и Китая умели хорошо читать, писать и рисовать, то мальчик Мохаммед хорошо играл на барабане). Дальше в книге рассказы по мотивам Библии. Вот и вся религиозная составляющая!


Детская площадка, на которой они гуляют после обеда.


Вход в школу. Родители пришли за детьми и ждут звонка.

Сережа, школа, Италия

Previous post Next post
Up