За мир! Тот, что в Боливии

Jul 16, 2012 12:00



16 июля 1548 года в Андах на высоте три тысячи шестьсот метров над уровнем моря неподалеку от старого индейского поселения Чукиаго испанский завоеватель Алонсо де Мендоса основал город и назвал его Нуэстра-Сеньора-де Ла-Пас, что означает "Богоматерь мира". Надо сказать, этот южноамериканский Миргород возник не просто так, а в честь примирения испанских Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича - конкистадоров Диего Альмагро и Франсиско Писарро, не поладивших при разделе награбленного. И основали его, как выяснилось не абы где, а в кратере "мирного", то есть потухшего миллионы лет назад вулкана.

Двести пятьдесят лет испанцев в мирном городе терпели, но в 1809 году тут вспыхнуло восстание, которое переросло в масштабную войну испанских колоний в Южной Америке за независимость. Независимости колонии добились, и в 1825 году вокруг Ла-Паса образовалось государство под названием Боливия, названное так в честь главного борца за независимость колоний Симона Боливара. Заодно чуть-чуть подправили название города, ему присвоили название Ла-Пас-де-Аякуччо, то есть "Мир Аякуччо" в честь победы одержанной в сражении под городом Аякуччо армией патриотов во главе с Антонио Сукре. Генерала-освободителя тоже почтили: в честь Сукре назвали столицу новенького государства.

Боливия начала девятнадцатого века была не та, что нынче, она имела выход к морю. День моря в Боливии отмечают и поныне, но это не более, чем память о Второй Тихоокеанской войн. Ее развязала Чили против Боливии и Перу с целью захватить месторождения селитры в пустыне Атакама. И дело было вовсе не в удобрении, хотя и эта роль селитры важна. Но тогда, в конце девятнадцатого века селитра была важнейшим стратегическим сырьем, необходимым для военной промышленности. Чили войну выиграла: в 1884 в Вальпараисо заключили перемирие, в результате которого Боливия лишилась области Антофагаста и выхода к морю. Флот Боливии перебазировали на озеро Титикака, но называть военно-озерным не стали.

Нынче Боливия держит малопочтенный рекорд по количеству государственных переворотов: за годы независимости их там случилось чуть не двести. Одну из тамошних революций готовил знаменитый Че Гевара - там в Боливии он и погиб. Покоя в стране нет и сегодня, и правительства мелькают с калейдоскопической быстротой. Лишь одно неизменно: Ла-Пас, этот высокогорный Миргород по-прежнему фактически исполняет роль столицы Боливии вместо номинальной - Сукре. Здесь квартирует парламент и дислоцируется президент, пыхтят заводы, шуршат деньгами банки и шумит-гудит знаменитый Колдовской рынок.

А вот противопожарная служба там бездействует, и на нее даже не выделяют бюджетных денег, и это не головотяпство, а хорошее знание физики и географии: в высокогорье из-за дефицита кислорода огонь не распространяется. Сегодня Ла-Пас - это самая высоко расположенная столица мира, которая держит еще один рекорд: в ней находится самое высокогорное поле для гольфа. А есть ли там миргородская лужа, подобная той, что описана у Гоголя, - извините, не выяснили.

Один прекрасный день культпросвет

Previous post Next post
Up