Крылья Советов. История

Jun 23, 2011 13:33

Умолчать об этой дате нет никакой возможности. Хоть рот кляпом затыкайте. Мои родители отдали ОКБ Н.Д. Кузнецова всю жизнь. Я и сама там поработала... хм... 12 лет. И хотя авиаконструктора из меня не вышло, и пришлось переквалифицироваться в литераторы, фантомные боли мучают. Все же авиация - из той части советской жизни за которую не стыдно, а гордо. Хотя и там..., ладно не будем. Сегодня о праздничном:

Ровно 100 лет назад 23 июня 1911 года родился авиаконструктор  академик Николай Дмитриевич Кузнецов. На двигателях его разработки летала добрая часть пассажирской и военной авиации в СССР: Ан-22, Ил-62, Ту-154, сверхзвуковой Ту-144 и аэробус Ил-86. Иных уж нет, а те… вырабатывают ресурс.




В российской истории много замечательных людей с именем и фамилией Николай Кузнецов. Николай Иванович, к примеру, - советский разведчик, Герой Советского Союза. Николай Федорович - Герой Советского Союза, советский летчик-ас времен Отечественной Войны, а в 1960-х и 1970-х годах - начальник отряда подготовки космонавтов. А  Николая Дмитриевича Кузнецова "Большая Советская Энциклопедия" называет советским и российским учёным, конструктором в области реактивных двигателей, действительным членом Академии наук СССР.
      Широкой публике его фамилия не слишком известна. Николай Дмитриевич Кузнецов не был засекречен подобно Сергею Павловичу Королеву, но многие двигатели НК предназначались для военных самолетов, а  об их  конструкторах народу знать не полагалось. И покупая билет на Ту-154, Ил-62, Ту-114 или на Ил-86 широкая публика и не подозревала, что двигатели для этих самолетов или их модификаций созданы под деятельным руководством академика Кузнецова. А еще двигатели для транспортного Ан-22, стратегического бомбардировщика Ту-95, для сверхзвукового Ту-144 и для сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 с изменяющейся стреловидностью крыла. А ведь были к тому же двигатели газоперекачивающих станций и жидкостнореактивные двигатели для советской лунной программы, так, к сожалению, и не осуществлённой. Сегодня подсчитано точно: в ОКБ Николая Дмитриевича Кузнецова создано пятьдесят семь самых разных двигателей, причем большинство из них оригинальны, а кое-какие и до сих пор не имеют аналогов в мире.
       Будущий академик, дважды Герой Социалистического труда и почетный гражданин города Куйбышева, ныне именуемого Самарой, родился  еще в Российской империи, в будущем казахском городе Актюбинске. Войны и революции затянули его среднее образование и рано отправили добывать кусок хлеба: пятнадцати лет Кузнецов начал трудиться слесарем. Интерес к авиации отсчитывают от аэросаней, которые юный Коля Кузнецов начал строить с комсомольцами машино-тракторной станции совхоза "Комсомольская отрада" в Подмосковье. Знаний катастрофически не хватало, и молодежь набросилась на книги. Недостроенные сани довезли в результате Николая Кузнецова сначала до авиационного техникума, а затем и до моторостроительного отделения воздушно-технического факультета академии Жуковского. Потом был фронт и Уфа, куда он был прислан парторгом ЦК в ОКБ авиационного завода, а в результате стал замом главного конструктора. В 1949 году в Куйбышеве создали опытный авиационный завод, и инженер-полковника Кузнецова назначили туда главным конструктором. Теперь этот  завод носит имя Николая Дмитриевича. И бывшая Производственная улица около завода тоже.
      На заводе Кузнецова звали "Наш генерал". Не пересказывали его острот, не рассказывали подробностей личной жизни, хотя он был женат и дети у него были.  Николай Дмитриевич жил одной работой. Говорил, что надо вкладывать в дело всего себя, энергию, волю, здоровье, и не отделял слова от дела - всего себя и вкладывал. Его не забыли - в Самаре Николаю Дмитриевичу Кузнецову установили два памятника.

И немного из серии "Я и великие".  С Колей Кузнецовым-сыном я училась в школе. На Производственной улице жила. Генерал был председателем комиссии, когда я защищала диплом. Пяток руководителей глядело на мои 22 листа чертежей, и только генерал на защите разглядел перевернутое уплотнение. После защиты он встретил мою маму в коридоре и успокоил: "Защитилась. защитилась! Только волновалась очень". Мы ходили с Николаем Дмитриевичем по одним улицам, даже на свадьбе друзей однажды вместе сидели. И тогда уже знали, что он - история.

культпросвет, Один прекрасный день

Previous post Next post
Up
[]