80 лет - стрелой!

Jun 10, 2011 14:31


80 лет - стрелой!

По версии известного приколиста Андрея Кнышева, знаменитый памятник Ленину на броневике сначала стоял не у Финляндского вокзала, а у Московского. Он изображал вождя в следующий миг после выстрела из лука. А пулял Ильич красной стрелой. По версии Кнышева,  в кавычках.

О стрелах амура наш практичный народ давно забыл. На окраине сознания болтается стрела подъемного крана и порхает боеприпас для стрельбы из лука. Тот, о котором написал Стивенсон, в историческом романе "Черная стрела" про войну Алой и Белой розы.          Начитанным известны еще две литературные "стрелы": голубая у детского писателя Родари и желтая у взрослого Пелевина. И кого не спроси, знают "Красную стрелу" - поезд-премьер советской эры.


Он, кстати, и был в начале. Коммунист Родари и мистик Пелевин писали свои поезда по его мотивам. В отличие от Родари настоящий, а не игрушечный он не идет к разрушенному мосту из ниоткуда, как у Пелевина. Его маршрут приземлен и реален - от вокзала архитектора Тона до вокзала архитектора Тона. От Московского к Ленинградскому и назад. Меняя с направлением номер: раз-два, раз-два. 80 уже круглых лет.

Источники путаются, как малограмотные пассажиры. Вечер перетекает в другие сутки, линия перемены дат минует мозги. В половине второго ночи - уже 10-го июня 1931 года от перрона Московского вокзала в Ленинграде отчалил состав из двенадцати синих вагонов. Первый советский фирменный поезд, гордость и краса восьмого вагонного депо станции Ленинград-пассажирский-Московский Октябрьской железной дороги. Даже слесарей и уборщиц туда отбирали специально, что  там говорить о проводниках и начальстве. В одинадцать утра того же дня поезд финишировал у Ленинградского вокзала столицы с неплохим для тех времен показателем - 9 часов и 30 минут дороги. И покатило…

Редкие счастливчики были потрясены. Вместо обычных по сю пору общих камер дальнего следования (меткое выражение афориста Валентина Грудева) - чистое белье, вежливые проводники, шашки и шахматы, купе-буфет и девушки в наколочках с ситро и пирожными. Невиданный прежде вагон СВ лишал дара речи: зеркала, бронза, ковры, хрусталь. Добивал телефон: в бессвязные, по определению,  времена из поезда можно было позвонить даже в Нью-Йорк (почему в Нью-Йорк? Кому в Нью-Йорк? Как в том анекдоте: наконец, я нашел время и место тебе позвонить), правда только на длительных стоянках - в Бологом, Малой Вишере, Окуловке.  "Стрела" была воистину "красной", то есть по-древнерусски красивой. Потом железнодорожники это растолковывать устанут и перекрасят вагончики в понятный вишневый цвет. Но это случится уже после войны. Лишь она отменила расписание и поставила поезд на запасный путь. В январе 1944 -го блокаду Ленинграда сняли, в марте "Красная стрела" отправилась в первый послеблокадный рейс - с зенитной установкой среди одиннадцати вагонов.

Тут бы на высокой ноте и закончить, но правда не велит. Куда ж без привычной советской пошлости - вроде бесхитростных признаний в том, что белье в "Красной стреле" используют новое, максимум, после третьей стирки. Качество поезда, помноженное на уравниловку в ценах, немедленно дало в результате коррупцию, или в переводе на советский - "блат". "Красную стрела" тех времен была, без преувеличения, бронепоездом - билеты на нее практически не поступали в свободную продажу. Под звуки "Гимна великому городу" Глиэра в Ленинграде и без всякого музыкального сопровождения в Москве в "стрелу" грузились разнообразные VIP-ы советского времени и нужные люди вроде товароведов и зубных врачей. Без пяти минут полночь составы с командированными "шишками" синхронно стартовали. В пять минут, как известно из песни, можно сделать очень много, в данном случае эти пять минут обеспечивали лишние оплаченные сутки командировки.

"Красная стрела" ночью отойдет…" и там в ночи, за накрытыми столиками в купе будут расслабляться после вечернего спектакля и перед утренними съемками актеры советского кино. Утро, которое наступало после такой ночи, актер Ефим Копелян очень точно назвал "утром стрелецкой казни".

Теперь в "Стреле" снимают стресс актеры постсоветского кино. Билетов навалом - в полтора раза дороже, чем на поезд без названия. Это если в купе, в мягком вагоне первого класса цена подъезжает к пятистам евро. Мы пришли к победе капиталистического труда?

один прекрасный день

Previous post Next post
Up