Существующий мёд, которого не существует.

Oct 10, 2014 11:27

Разговорились в комментариях о способах определения натуральности мёда.

Один из способов - покупать реально существующие сорта мёда.

Я точно могу сказать, какого мёда не существует:

Не существует мёда с хвойных, просто потому что не цветут в нашем понимании. Хвойные ветроопыляемые растения, соответвенно их цветы ни чем не пахнут и не имеют яркого привлекательного облика для насекомых.

Не существует мёда с растений-пыльценосов, например, таких как орешник (лещина), облепиха, грецкий орех, шиповник и др.

Не существует мёда с растений, которые не занимают большие площади - земляника, черника, женьшень и пр.

И самое важное! У мёда не должно быть запаха заявленного растения! Например,  если это лимонниковый мёд - лимона, если ореховый - миндаля, если земляничный - земляники. Даже ноток быть не может. Это 100% обман и фальсификация.

Далее хорошая, на мой  взгляд, статья, не моя), обстоятельный подход, даже с углублением в ботанику. Только большая очень))) Под катом я статью чуть порезала, оставив наиболее интересное. По ссылке можно прочитать оригинал статьи.

http://maymed.ru/?p=394

Существующий мёд, которого не существует.

Я умышленно применил тавтологию в названии статьи. Цель простая, привлечь внимание к не так давно возникшему, но быстро распространившемуся явлению. Дело касается маркетинговой фальсификации мёда - одной из разновидностей фальсификации мёда. Что это такое, сейчас разберёмся. В начале «проштудируем» четыре маленьких скучно-научных абзаца.

(...)

Идём дальше. Все бренды появляются, когда существуют два условия. Первое - потребности рынка удовлетворены предложением товаров. Второе условие - качество товара соответствует запросам покупателей. Если потребности на мёд вырастут, то возникнет нехватка товара, а значит наличие дополнительных качеств, большой роли не сыграет. Создавать бренд не будет смысла. Тут мы должны согласиться, на настоящий момент количество мёда примерно соответствует сформировавшимся на данный момент потребностям. При таких условиях товар любого производителя равен любому другому. Значит - надо что-то делать.

(...)

К настоящему времени у мёда уже сформировался ряд брендовых имён. Мёд под этими брендами отличается своими свойствами. Как внешними, так и внутренними. Соответственно у разных имён и разная цена. Самые известные и распространённые: Башкирский липовый, Дальневосточный липовый, майский, акациевый, липовый (просто), гречишный, подсолнечный, кипрейный и ряд других сортов, названия которых у всех на слуху. Кроме распространённых сортов, имеются и реже встречающиеся.

(...)

Новые наименования обычно имеют привязку к растениям, местности или пчёлам. Самое распространённое имя, не требующее большого ума и фантазии, связано с названием растения. Кто не знает такое почтенное дерево как кедр? А исконно русскую берёзку с её серёжками? Что тогда говорить о земляничной поляне? Но хочу Вас разочаровать. Увы, ни с первого, ни со второго, ни с третьего Вам мёда попробовать не удастся. Его не существует. Почему? По законам биологии. Что они нам говорят? У-у, что только они не говорят! Кто бы слушал?

Законы биологии делят все растения на мохообразные и сосудистые. Мхи не цветут. Тут с мёдом, дело - «труба». Сосудистые: псилотовые, плауновые, ужовниковые и всем известные папортники и хвощи тоже цветков не имеют. Здесь нам так же мёд «не светит». Из сосудистых остаются только семенные. Но вот незадача. Они не все со «свадебными» цветами. Так у класса семенных папортников, гинковидных, гнетовидных, саговниковидных и хвойных цветов нет. Таким образом, ни елового, ни соснового, ни пихтового, ни кедрового, ни можжевельникового, ни кипарисового, ни с лиственницы, ни тисового, ни с красного дерева и прочего, с хвоёй связанного, мёда нет и существовать его не может уже по определению. (...) Про истину знают ботаники, а те, кто дал «хвойные» имена сортам мёда и те, кто покупает такой мёд, об этом даже не задумываются.

Для получения мёда, остаются покрытосемянные или цветковые растения. Но и там не всё в пользу мёда. Оказывается, не все цветковые могут выделять нектар в необходимом количестве - раз, занимают не такие большие площади, как того требуется - два, да ещё и цветут не в то время, когда надо - три. Зато названия мёда есть всякие. Так чего не может быть?

Во-первых, придётся «облизнуться» в отношении мёда с названиями всех первоцветов. Ответ простой - ещё нет того количества пчёл, чтобы собрать мёд. Кроме того, подавляющее большинство ранних цветов имеют слишком низкую нектароносность. Среди них выделяются такие известные многим названия, как гусиный лук, подснежник, мать-и-мачеха, куриная слепота, ветреница, фиалка, хохлатка, прострел и масса других. Реального мёда с наименованиями любых, только что появившихся из-под снега, весенних цветов, быть не может. Не будет мёда и с растений цветущих хоть и на юге, но зимой, например с фундука.

Во-вторых, невозможно отведать мёд с растений, не выделяющих нектар вообще или присутствующий в них в микроскопических количествах. Некоторые из них могут являться замечательными пыльценосами и активно посещаться пчёлами, но мёда с таким названием мы не получим. Перечислим растения-пыльценосы, которые находятся «у всех на слуху». Это - берёза, ольха, орешник (лещина), граб, облепиха, грецкий орех, бук, тополь, осина, шиповник, кукуруза, щавель, подорожник, ромашка, мак, адонис, очанка, люпин и другие. Иногда пчёлы собирают пыльцу даже с лебеды, конопли, полыни, осоки, злаковых и хвойных. Однако мёда со всех этих растений не существует.

Другую группу растений, не способных дать одноимённый мёд составят виды, обеспечивающие поддерживающий взяток. Они широко распространены, но имеют мизерную или не высокую нектароносность. Приведём в пример самые известные названия растений. Потому что, как правило, именно расхожие названия применяются в качестве имен «новых» сортов мёда. Это - дуб, вяз, земляника, клубника, виноград, вероника, гвоздика, девясил, колокольчик, кукушник, незабудка, подмаренник, чистец, чертополох, череда, тысячелистник, таволга, гравилат, гусиная лапчатка, кровохлёбка, сныть и пр. К этой категории относятся и подавляющее большинство растений, произрастающих по рекам и болотам. В этот список войдут всем известные белые лилии, жёлтые кувшинки (кубышки), а так же сусак, белокопытник, вахта, горец, частуха и т. п.

Ещё одну группу составят медоносы с достаточно средними показателями выделения нектара. У этих растений другая беда. Они цветут не в то время. Когда вокруг и без них - цветущий рай. Поэтому пчёлы предпочитают посещать другие растения. Это касается в первую очередь ряда фруктово-ягодных насаждений. В качестве ярких «неудачников» можно назвать грушу, крыжовник, смородину, тёрн. В это время пчёлы стараются посещать небольшое количество растений, имеющих самую высокую нектароносность. Мёд под перечисленными названиями мы не получим.

В виду «очень тяжёлой» ситуации с «новыми» сортами мёда, отдельно скажем по поводу женьшеня, родиолы розовой (Золотой корень), копеечника чайного (Красный корень). Эти уважаемые растения не занимают гектары угодий, чтобы можно было получить с них хоть какой-нибудь мёд. Старатели месяцами ходят корешки того же женьшеня ищут. Сотни квадратных километров пешком «намотают», но соток и гектаров сплошных зарослей не встречают. Поэтому натурального мёда с таких растений мы не увидим.

(...)

Рассмотрим другую попытку изменения внешнего облика товара. Она связанна с обращением особого внимания покупателя на местность, в которой якобы данный мёд производился. Самые ходовые названия - таёжный и горный. Проблема заключается в том, что например, таёжный мёд весь сильно начинает пахнуть хвоей. Хотя мы знаем, что хвойные породы нектара не дают. В таёжной зоне Сибири пасеки размещаются в основном по берегам рек. Подавляющее большинство нектароносов, за небольшим исключением (дягиль и ряд других), те же самые, что и в европейской части (клевер, малина, кипрей и пр). На Алтае, в Саянах, в Забайкалье хоть и горы и тайга есть, но с медоносами та же картина. Имеются свои изюминки (соссюрея, маралий корень и пр.), а в основном, как и везде - душица, клевер, акация и т.п. Тем не менее, ввиду малой осведомлённости населения в вопросах ботаники и районирования различных видов растений хвойные фокусы с «таёжным» мёдом проходят. В горной, степной, таёжной, пойменной или другой местности растут реальные медоносы, а не фантастические. Хорошо когда пчеловод указывает именно их.

Есть ещё одно «хитрое» название - дикий мёд, правильнее сказать мёд диких пчёл. В данном случае речь идёт об обычных домашних пчёлах, улетевших роем с пасеки и поселившихся в дупле дерева. Бывает, изредка пчеловоды находят такие семьи. Мёд действительно вкусный, но его всё равно мало, даже для самого пчеловода. Говорить о том, что он им сто человек накормит или купить его на рынке - пустая трата времени.

(...)

Остаётся ответить на вопрос, откуда берутся разнообразные вкусовые ощущения у всех этих сортов мёда. Самый простой и безопасный для здоровья способ - это купажирование разных сортов, в результате чего появляются иные вкусы и названия. В данном случае продавец всего лишь исполнил неисполнимые сумасбродные пожелания покупателя, который - «всегда прав». Тут надо отметить, что купажирование ни когда не запрещалось. Оно поощрялось и всегда применялось для улучшения вкусовых качеств продукта. Гораздо хуже обстоит дело, если применяются идентичные натуральным или синтетические ароматизаторы, экстракты, красители, загустители и прочие атрибуты современных продуктов питания. Понятно, что тут не просто «таится», а именно находится опасность для здоровья, так как мёд в основном и приобретается с целью его поддержания.

Другой, указанный в начале статьи, способ реализовать свой товар быстрее и дороже можно, изменив его внутреннее содержание - качество, полезность, рациональность. Всем понятно, что других качеств, кроме тех которые уже есть у мёда, ни откуда взяться не может, если туда что-то не положить извне. Вот и кладут. Существуют в продаже мёд трутнёвый, прополисный, с маточным молочком и пр. Однако мало кто знает, что тут возникают проблемы, которые влекут серьёзные правовые последствия. Не смотря на то, что во всех перечисленных продуктах представлены продукты пчеловодства, сам товар в данном случае является искусственно созданным. На такое наименование товара должны быть разработаны и утверждены технические условия (ТУ) его производства. То есть, чего и сколько, в какой пропорции и какого качества положено, каковы условия хранения, пользования и пр. В том числе указывается кто это всё положил и кто отвечать будет в случае каких-либо последствий. Это правильно. Дело вот в чём. Мёд с личинками трутней всего лишь обогащён белком и не чего плохого вроде не принесёт. А вот прополисный мёд надо принимать уже с большой осторожностью, возможны серьёзные осложнения.

Если говорить о мёде с маточным молочком, тут другая каверза. Маточное молочко может храниться некоторое время, но только в темноте при отрицательной температуре - это раз. Мёд, являясь достаточно активным биологическим продуктом (разнообразные кислоты) при соединении просто нейтрализует многие полезные качества маточного молочка - два. Находясь, длительное время на прилавке «новые» качества такого мёда превращаются в пустышку - три. Вообще-то, согласно рекомендациям для получения нужного эффекта необходимо оба компонента смешивать непосредственно перед приёмом. Теперь становится понятно, почему на такой товар должна быть разработана техническая документация, как на его изготовление, так и на способ применения.

(...)

В заключении опять применим тавтологию. Предупреждаем, что сегодня все, кому не лень, могут, как им угодно называть, что угодно, и это им угодное продавать как угодно, кому угодно и сколько угодно. Будьте внимательны. Фальшивыми бывают не только деньги, но и мёд.

мёд, из сети

Previous post Next post
Up