Один

Jan 21, 2014 19:32



       

ДЕМОНОМАНИЯ
"Точно так же (прим. речь шла о взглядах Конта) и для Эскироля непосредственная причина безумия остаётся тайной природы, и точно также он констатирует многообразие "течений" наблюдаемых им симптомов, которые менее историчны, чем у Пинеля, а скорее представляют собой естественные закономерные "процессы". Начинается секулярный процесс "клинификации" неразумия безумных. Закон трёх стадий Конта Эскироль поясняет на примере суицида - за акт самоубийства судили сначала по религиозным, потом по гражданским законам, теперь же суицид - как проявление болезни - находится в компетенции медицинского закона. Подобным же образом дело обстоит и с религиозной формой меланхолии - демономанией: одержимых ею когда-то преследовали как ведьм, позднее просветители разоблачили ложные религиозные идеи, её вызывающие, как обман священников. Сегодня эти синонимы тоже считаются болезнью, хотя в связи с ростом "всеобщего образования" они встречаются редко, чаще среди низших классов и в Германии. Соматический и одновременно социальный анализ  приводит Эскироля к критическому заключению, что место страха перед демонами сегодня занимает страх перед полицией и её преследованиями. Вообще же он, как и Конт, считает, что войны более не современны и "вредны" для психики."
МОНОМАНИЯ
"...мономания является вершиной социалогического анализа Эскироля, который таким образом поставил диагноз своему времени... Мономания представляет собой вывернутый наизнанку вариант помешательства, экспансивный вариант, проекцию расстройства на поведение... Следуя традиции, Эскироль называет три разновидности болезни:
1."интеллектуальная мономания" (определяется по одному ложному принципу);
2. "аффективная мономания" (эмоциональное расстройство как неадекватное поведение с рационализацией);
3. "инстинктивная мономания" (расстройство воли как насильственные действия вопреки собственному рассудку).
Эскироль считает мономанию болезнью своего времени, болезнью крайностей, разобщённости и односторонности человека, болезнью прогресса, экспансии, отчуждения человеческой природы, слишком резкого поворота ко внешнему. Это "ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ", и поэтому она яркий пример того, что "болезнь" скорее можно определить путём социального, чем медицинского наблюдения, а значит, она может "возникнуть". Мономаны односторонне образованы, эгоистичны, экзальтированы, экспансивны, находятся во власти страстей и воображения, спекуляций и иллюзий в отношении будущего. Главное же - это замедленное развитие души, по сравнению с интеллектуальным совершенствованием: неразумие здесь рассматривается в рамках первой психиатрической теории cultural lag - "культурного отставания". Более жёстко, чем у Пинеля, мономания превращается в политический инструмент, что позволяет подвергнуть дискриминации - как одну из форм безумия, как болезнь - все странные и необычные, выходящие за границы социальных норм. Главным образом, (инстинктивная) мономания убийства - или совершенно необъяснимое убийство, которое как будто абсолютно не вяжется с личностью преступника, в остальном полностью здорового и нормального человека, - заставила юристов предсказать, что Шарон заменит Бастилию, политиков утверждать, что она разрушит границы государсва, а философов опасаться за единство духа... Заслуга Эскироля состоит в том, что он спровоцировал изменения в закулисной практике судов, которые до тех пор освобождали от ответственности, в лучшем случае лишь того, кто производил на них впечатление своим буйным или совершенно абсурдным поведением." Клаус Дёрнер - "Гражданин и безумие" (Психологический и социологический позитивизм. Реставрация и реформа в психиатрии)

экологичное, мачизм, поэтичное, social engineering, экология

Previous post Next post
Up