«- Удивительно, мы живём в обществе взаимной ненависти. Автомобилистов хейтят за то, что ездят, петардистов за то, что с петардами, а те все дружно ненавидят собачников. Эпоха взаимной ненависти».
***
Ненависть в человеческом обществе есть всегда, биологи писали, что человек - один из самых агрессивных к себе подобным вид.
Обычно создаются общества, в которых одним можно проявлять любые эмоции, влиять на обстановку, приказывать и властвовать, подавлять других людей. Привычно выполнять свои хотелки за чужой счет - за счет чужого здоровья, времени, психики, труда и самоуважения. А другие должны терпеть, молчать в тряпочку и приспосабливаться.
Когда уставшее равновесие меняется, бывает много насилия, стычек и скандалов.
Зато когда равновесие незыблемо, то внешне тишь-благодать. Лишь на заднем фоне кого-то насилуют, а с другой стороны вида кого-то порют на конюшне. Мирная картинка воскресного утра.
На самом деле, и в том, и в другом случае это - миры несправедливости и насилия.
Скандальный мир, где угнетаемые заговорили о своих правах, а угнетающие дико возмутились и начали орать, что «эти» ох..ели что ли требовать себе равенства, справедливости и уважения - он непривлекательный, да. Но он, на мой взгляд, больше на пути к выздоровлению, чем тот, в котором навеки есть пацаки и чатлане. Насильники и насилуемые. Господа и прислуга. Те, чье мнение решает всё, и чье мнение не решает ничего.
Выздоровление безумно сложно и даже кажется невозможным, уж очень много всего наболело, много взаимоисключающих интересов и старых вывихов. Старый мир весь сломать не получится, потому сдвиг происходит заплатками - там «равновесие» (на деле - стены клеток и цепи) обрушилось и перестроилось, сям.
Это может выглядеть как мир непрерывного скандала, но по-моему очень хорошо, что это мир, где тихий голос может быть услышан, каждый может найти поддержку, любая концепция может быть обсуждена и получить общественную оценку. Притом, от разных слоев общества, и оценку разную, в том числе и такую бурю, которая сменит глобальные векторы.
Теплое общество взамоподдержки педофилов будет снесено яростью общества, будучи вынесено на свет. Училка, бьющая по пальцам линейкой учеников может этим заниматься только в замкнутом классе. Домашние насильники прям до ужаса удивляются, когда их удобная сломанная жертва вдруг находит силы и внешнюю поддержку, чтоб уйти, и общество внезапно не помогает ему вернуть сбежавшую еду и мебель, а напротив жестко осуждает. Всё ж хорошо было? У тех, кто был бенефициарами несправедливых паттернов общества, всё хорошо, они не заинтересованы в изменениях.
А еще есть уйма вопросов, где правая сторона не с ходу очевидна, всех можно понять, но как сделать так, чтоб было справедливо и всем хорошо - неясно.
Потому кипят долгие, бешеные страсти в попытке найти правильные границы там, где каждый считает «тут всё моё». Собаковладельцы и собаконенавистники;
курильщики и некурящие;
петардисты и любители тишины;
автомобилисты и пешеходы;
пассажиры, страдающие от воплей и пинков чужого ребёнка в спинку своего кресла в самолете и свирепые яжематери;
сторонники инклюзии и те, кого раздражают инвалиды в общественных местах;
гомофобы и участники гей-прайда;
расисты со всех сторон (обратный расизм тоже есть) и антирасисты до первого столкновения;
феминистки и патриархалы;
котолюбы и аллергики;
нудисты и пуритане;
милитаристы и пацифисты;
хватальщики за коленки и обладательницы этих коленок;
трансплантологи - и люди, не желающие, чтоб их близких потрошили на органы;
кормящие грудью в музее и кафе - и считающие, что их взгляды это оскорбляет;
желающие хорошенько выпить - и не желающие нюхать, слушать и обонять пьяных;
прививочники и антипрививочники;
религиозно-оскорбленные - и атеисты, которые не понимают, как за неверие в чужого воображаемого друга можно сажать на реальные сроки;
…продолжите этот ряд
И да, эмоций кипит много, в том числе самых негативных. Дело усиливается тем, что злоупотребить можно любой правдой, любым правом. Человек - изворотливое создание. Но во всех конфликтах есть осмысленное зерно и необходимость искать возможность всем жить и договариваться.
Хорошо, когда вопросы обсуждаются, а не замалчиваются. Долго, активно, массами людей. И эти дискуссии, на мой взгляд, к чему-то постепенно приходят. Не к концу, точке и единственно правильному мнению, одному на всех, а к обдумыванию моральных дилемм, большим сдвигам общественных пластов, привычек, неосознаваемых паттернов.
Ранее молчавшие заговорили. Заткнутые рты выплюнули кляпы. Полилось говно по трубам. Узнали уйму всего отвратительного, насмотрелись на агрессивных дураков, на ограниченных людей, не сомневающихся, что они пуп земли, на насильников, абсолютно уверенных в своём праве на чужие тела, на лицемеров, двуличных, похотливых, лживых и хитрых людей.
Это ужасно!
Но это и прекрасно.
Как прорвавшиеся гнойники. Гной полез, но это лучше, чем он внутри организма отравляет его под высоким давлением.
Так выстраивается более осознанный мир. Непросто, конечно. Но я рада, что это происходит.
«Если каждый начнет с себя, мир будет добрее».
Во-первых, заклинания не работают. Если бы, да кабы. Имеем реальный мир и реальное человечество, которое руководствуется автоматическими импульсами жадности, невежества, агрессии и иерархическими обезьяньими патернами.
Оттого, что так многие возмущены плохим человечеством, ничего не сдвинется. Мыслители всех эпох об этом думали, но пока ничего не надумали, кроме медленных процессов. Их каждый проходит сам, притом, по желанию, если оно вдруг появится. Или жизнь заставит.
«Жизнь» чаще всего заставляет воровать, обманывать и подличать, а дорвавшись до малейшей власти - ею злоупотреблять. Такие люди говорят: «не я такой, жизь такая». Только у набегавшихся по кругам возникает мысль что-то менять. Через много оборотов (по моему ощущению). Не у всех. Кто-то еще не навоевался и в царя горы не наигрался. Но кто-то уже хочет выйти из плена.
На наших глазах вообще-то произошли грандиозные изменения. Посмотрите на мир наших родителей и наш. Мы обсуждаем свои мысли, психологические состояния, мы уже умеем рассматривать свои эмоции и отделять себя от плохого настроения, погоды, скачков эндорфинов и гормонов. Этого раньше в привычках не было.
Мы рассматриваем явления с разных сторон, а не повторяем как попка-дурак готовые формулы, которые по определению ограничены, а при бездумном применении моментально мостят дорогу в ад. Мы учимся признавать свои ошибки и учитывать чужие интересы. Мы даже находим в себе силы понять и простить, если видим, что какие-то люди какие-то вещи просто не могут ни осознать, ни потянуть. Часто это наши близкие. Другие поколения, другие социальные слои. Но все мы рядом, в одной коробочке. И все хотим быть счастливыми. И они тоже. И злодеи тоже. И дураки. Просто у некоторых счастье такое - дурацкое, подпорченное, а они этого пока не способны увидеть.
И интернет тут очень в помощь. Тут и дурость каждого видна, и компанию по своему уровню найти легко, и прочитав грандиозные ветки холиваров, можно сделать новые для себя выводы. Можно даже не ввязываясь в великие битвы получить большой опыт и многое понять.
Не всё, конечно.
Кто понял всё - того здесь нет.
Рисунок: Даша Зайцева