Щелчок включения

Oct 30, 2006 14:07

Прислали мне расшифровку передачи о народных песнях на радио "Говорит Москва", где я была недавно гостем. Стала я читать - и как-то меня засомневала цифра в пять лет, которую я назваю, как время своего плотного увлечения фольклором. Поискала в архивах и нашла своё письмо на эту тему! Да, я в детстве увлекалась Бичевской, цыганами, слушала всяких там Мареничей - вот и всё, что можно было школьнице в Верхней Салде периода совка достать по народной песне. Да, я пела народные песни - больше для себя, почти никогда со сцены. Но казывается, в моей жизни существовал чёткий момент "включения" в русскую этническую тему. Прямо-таки щелчок - и я там. Как меня позвал театр - описано в одном из предыдущих постов, - так меня однажды позвала и русская песня. И было это, оказывается, летом 98 года - зимой 99-го. Вот это письмо, почитайте, если интересно.
А передачу скоро выложим вместе со звуком.
Оля

Предыстория.
Летом жила я у родителей в Аткарске. Скучно там мне было. Знакомых
никаких (да и народ в Аткарске весьма запростецкий), по ящику только
первые две программы, а по ним, оказывается, никогда ничего не бывает.
И тут вдруг передача - длинная, двухчасовая - фестиваль "Казачий круг".
И много там всего - куча ансамблей самого разного уровня, от
филармонических и государственных песни и пляски до всякой попсы типа
Бабкиной (она же там всем и заправляла). Кое-что фольклорное есть.
Сижу я всё это созерцаю и вдруг просто подпрыгиваю - выходят
совершенно настоящие (не ряженые) мужики и начинают ТАК петь! Что-то
такое истинное, народное! Я прям заволновалась, задёргалась в поисках
диктофона, при этом пытаясь от экрана не отрываться. Ни того ни
другого не успела - и песня кончилась. Долго я ещё после этого
(уже с диктофоном в руках) сидела около ящика в надежде услышать что-то
подобное, но ничего кроме Бабкиной больше мне не улыбнулось. Так и
осталось это у меня воспоминанием, только название записала куда-то
там в тетрадку со стихами. Группа называлась "Казачий круг" - так же,
как и фестиваль, что и запутало немножко, потому как засомневалась я -
правильно ли я поняла название группы.
Серия вторая. Прихожу я на занятия танцами, переодеваюсь и только
собираюсь заходить в класс, как вдруг слышу БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗВУКИ. И
несутся они с нашего этажа, из комнаты, прежде обычно закрытой. И
вместо того, чтобы зайти в класс, я хватаю Лену Калагину - и мы прямо
в танцевальной одежде БЕГОМ бежим к этой двери. На секунду
замешкиваемся около неё в сомнениях - прилично ли? уместно ли? - но
звуки несутся настолько потрясающие, все наши сомнения как-то враз
развеиваются и мы переступаем порог. А там - застолье. И сидят такие
бородатые румяные мужики и поют, сами для себя. И тут же, как будто
нас ждали, с радостью нам пододвигают стулья (не переставая петь!),
наливают вино, накладывают угощение (вообще-то, они были очень рады,
что к ним забрели девушки, потому как в мужской компании все-таки
чего-то не хватает). В общем, ни на какие танцы мы с Леной не пошли
в этот день. Сидели с открытыми ртами, как птенцы, и слушали казачьи
песни. А потом сами начали подвывать (удержаться невозможно!). За
песнями еле-еле перекинулись парой слов для знакомства, а уже стали
как родные. И начало до меня понемногу доходить, что, кажется я видела
уже эти лица и слышала голоса. И вспомнила про передачу. И да -
оказалось, что это они. Только в этом году на одноимённый фестиваль их
не пригласили. Наверное, лишние они там, рядом с Бабкиной-то.
Вот тут-то и выяснилось, что в заколдованном ДК "Серп и Молот" не
только преподают степ, фламенко и модерн, танцует ансамбль "Берёзка"
и работает в сырой и булькающей комнате среди аквариумов Лена
Калагина, но и много лет базируется казачий ансамбль. Только
собирается под настроение - от случая к случаю. И выступает так же.
Очень увлечённые там люди, но занимаются казачьей песней больше для
себя - как-то не тянет их переходить на профессиональные орбиты. Может,
это и правильно - наверное, именно поэтому им удалось не растерять
непосредственность и правдивость, не подменить её внешним лоском, как
это давно произошло в многочисленных "профессиональных" коллективах
казачьей (и вообще - народной) песни. Конечно, невозможно не
заметить то, в каком самом неподдельном восторге от песен они сами.
Да и часто ли можно видеть, чтобы музыканты сами для себя
часами пели на застолье то же, что они поют на сцене? Казачьи песни
требуют отдельного слова. Редчайший случай, когда слышишь - вот это -
ОНО. То, что ищешь и ждёшь много лет, то, что по крупицам вылавливаешь
из мутного потока бытия - и тут вдруг сразу, в чистом виде я
немерянном количестве. Я честно говоря, прямо завибрировала от радости
и от страха, что вдруг это вот сейчас как-то развеется и исчезнет.
Как я переживала, что у меня нет с собой диктофона! Но,
к счастью, ничего не исчезло. Это оказались не фантомы, а живые
нормальные люди, со своими проблемами и радостями. В общем, можно
долго говорить дальше, но перекрываю фонтан. Главное - знакомство
состоялось.
Ольга Арефьева, 1999 год.

биография, фольклор, пение

Previous post Next post
Up