Прекрасная погода, белый день, мы - трое взрослых, прилично одетых людей заходим осмотреть сад и архитектуру на территории НИИ акушерства им. Д. О. Отта.
Территория открытая, ворота распахнуты, внутри сухой фонтан, лавочки, старинные здания, грушевое дерево со съедобными плодами, многочисленные с любовью ухоженные растения. Архитектор ансамбля, между прочим, Бенуа.
Итак, мы бредём, подбираем желтые листики, негромко беседуем, восхищаемся всем, что видим. Нет, не подходим близко ни к стенам, ни к дверям, просто идем по кругу - сад полукруглый.
В дальней точке территории возле заднего въезда на нас вдруг наезжают бравые охранники. Мол, кто вы такие и что тут делаете? Мы отвечаем, что гуляем. Место общественное, ворота открыты, никаких объявлений о запрете прогулок и осмотра сада и архитектуры не висит. На территории находятся работающие учреждения, принимающие посетителей, в том числе поликлиника.
Они смотрят на нас недобро и исподлобья, но ответить им явно нечего.
Собственно, говорим, сейчас обойдем сад по кругу и выйдем. Но они предлагают выйти прямо тут, из задних ворот.
Твердо отвечаем, что хотим выйти там, где начали прогулку. Они замолкают. У них явно нет никакого права приставать к прохожим. Нет никаких юридических оснований и никаких документально подтвержденных приказов не давать тут гулять и осматривать достопримечательности. А если и есть устные распоряжения каких-то начальников «держать и не пущать» - то они незаконны. Когда есть законные ограничения нахождения людей на территории, то правила должны быть вывешены на входе. Ну или просто закрываются ворота и организуется пропускной режим.
Так нет же. Входы открыты, на стене - подробная схема расположения всех зданий и организаций, чтобы посетителю и прохожему легче было пройти.
Но по неведомым причинам некоторые люди считают общественную территорию лично своей.
И портят настроение.
И если раньше я проходила мимо этого института с теплым сердцем, сейчас меня будет передергивать от воспоминания об этих охранниках.
Охранники ощущают себя хозяевами территорий и зданий не только там.
Позавчера побывали в первый раз в музее современного искусства АртМуза на 13 линии ВО. В целом очень понравилось. Но опять был момент, который чуть подпортил впечатление.
Вначале, когда зашли, спросили охранника, мерившего температуру на входе: куда идти? Он широко обвел рукой и сказал: куда угодно! Мы спросили: а как вы посоветуете начать осмотр, может, маршрут какой есть?
Он ответил: можете пойти с первого этажа на пятый, можете с пятого на первый. Мы выбрали пойти сверху, поднялись по лестнице на пятый этаж, но попали в тупик с объявлением «здесь НЕТ выставки, ресторана и входа на крышу!!!».
Ага, охранник мог подсказать, что это не та лестница. Но не стал.
Но, по крайней мере, был доброжелателен. Ладно, разобрались, попали наверх через другой этаж. Посмотрели картины, лаунж-зону на крыше, получили много эмоций, возвращаемся.
Доходим до первого этажа, до закрытия уже мало времени. Быстро смотрим выставку «Смерть бога» (кстати, стремная) и скорей выходим из зала, чтобы успеть посмотреть остальной первый этаж.
И тут нас резко одергивает голос второго охранника, по-совковому хамский: «молодые люди, куда направляемся?»
Мы очень удивляемся и отвечаем, что осмотреть остальную экспозицию. До закрытия еще 10 минут. Он презрительно говорит «нечего шастать, там ничего нет». То есть, в переводе на человеческий, там какие-то конторы арендаторов, а не залы с картинами. Ну ок.
Только зачем информацию о том, что экспозиция на первом этаже состоит лишь из одного зала, до нас доносят вот в таком виде?
Вообще-то сначала широкий жест первого охранника при входе явно не предполагал, что на этаже нет ничего, кроме одного зала. Нам как-то нужно было догадаться?
В принципе очень довольны посещением. Но вот упустить этот испортивший настроение эпизод как-то не получится.
И вот у меня вопрос к начальникам этих несомненно благородных и из лучших чувств созданных заведений: а вы с охранниками заодно? Или просто их не контролируете?
Справка: «К 1904 году был завершен ансамбль хорошо оборудованных клинических и учебных корпусов по планам Л.Н.Бенуа, творчески использовавшего опыт строительства лучших акушерско-гинекологических стационаров того времени. Здание, равного которому не существовало тогда в Европе, поражало своими функциональными качествами - длинные коридоры-залы с легко моющимися полами, обилие воздуха и света в помещениях, строгая архитектура зала заседаний и аудиторий, прекрасно оборудованная операционная, специальная облицовка стен, внутренний сад, оранжерея, веранда, прекрасный орган (уникальное явление для православной России) знаменитой немецкой фирмы «Валькер» в Актовом зале, читальня и библиотека для больных, крестильня, музей и многое другое».
"Артмуза - музей современного искусства и креативное пространство в Санкт-Петербурге на Васильевском острове".