По итогам наших вокальных занятий. Попробовали новую форму: череда получасовых индивидуальных занятий с присутствием остальных желающих из группы. И общая сольфеджио-вечеринка - часовое занятие по относительной системе.
И вот у меня спросили: какова глобальная цель моих вокальных семинаров? «Научить всех петь или просто познакомить с вокалом? Зачем?» Действительно, зачем.
Чтобы научить человека петь, нужно вложить в каждого ученика несколько лет жизни. Нужны постоянные занятия. И то, в общем, результат не гарантирован. Он очень зависит и от ученика, и от преподавателя, и от способностей и желания того и другого. Много известно и случаев, когда учителя только портили учеников и заводили их в тупик.
Еще больше - когда никакой учитель не может помочь какому-то человеку - и здесь уже возникает вопрос: что тому на самом деле надо? Может он приходит не за обучением и не внутренними изменениями, а за чем-то совсем другим? Какие-то свои задачи решает об учебу, не имея в виду научиться? Самоутверждение, создание иллюзий для себя и окружающих, повод оказываться рядом с ярким и сильным учителем, способ повиснуть на учителе, переложить ответственность за себя на кого-то другого. А бывает и развлечение, пусть подсознательное, разнообразными видами сопротивления и саботажа. (- Вжжжжжжжж-кряк, - сказала японская бензопила. - Ага-а-а! - сказали суровые сибирские мужики).
Так что учить петь и вообще учить - не всегда прямой и простой путь. И абсолютно идеального способа жить и передавать опыт не существует. Подбираем каждый раз по ситуации, пробуем, смотрим на результат.
Если обо мне, взять на себя постоянную работу с учениками я пока не могу. Представьте: 5-7 учеников - это 5-7 часов занятий, то есть целый рабочий день, а учитывая еще оргвопросы и логистику, это полный день.
А у меня и так слишком много своих задач.
Но мне больно видеть, как люди в пении барахтаются без помощи и поддержки, притом, годами.
Мне кажется, некоторым я явно могу помочь даже на разовых консультациях.
Особенно в ситуации, когда человек уже и так сам способен работать над собой, и постоянно так или иначе музыкально практикует. Музыка - всё же область, где прогресс достигается только постоянной вовлеченностью.
У меня был опыт с постоянными недорогими полузакрытыми хоровыми занятиями сколько-то лет назад. Мы там не занимались индивидуально вокалом. Только общими упражнениями, затем пели песни на голоса. Не помню точно, сколько это просуществовало, возможно, примерно год.
И вот я обратила внимание на то, что в хоровых занятиях появился просто элемент времяпрепровождения. Что люди не прогрессируют, зато я вокально тащу хор на себе и слишком устаю. Для меня это оказался не досуг, а тяжелая работа, притом, она начала казаться несколько бессмысленной - вроде аниматора-затейника. А мне хотелось, чтобы люди развивались и изменялись - тогда наши процессы имели бы для меня высший смысл, ради которого стоит трудиться.
Есть у меня ещё интересный опыт в этом направлении. Когда мы группой KALIMBA решили сделать спектакль «Песни о смерти», то с малопоющими актерами разучили на голоса русские народные песни и сделали из них спектакль.
Я в тот момент убедилась в том, что втянуть на певческий уровень можно почти любого человека, готового вкладывать усилия. Но этот процесс оказался безумно затратным.
Один раз в виде опыта и ради спектакля на него можно пойти. Но дальше начинаешь задумываться о более осмысленных алгоритмах вложения своих сил.
Как однажды говорил мне учитель: «я тебя на руках не понесу: и мне тяжело, и тебе бессмысленно».
Вот сейчас я ровно это переживаю со своей стороны.
Есть намерение очень чётко разделить усилия на те, которые я хочу и могу вложить, и они могут сдвинуть дело с точки, - и на те, которые человек должен сделать сам, или найти поддержку в каком-то другом месте.
А еще на те, которые я вообще-то могу совершить, и они конечно помогут человеку, но если я их на себя взвалю, то вместо своих жизненных задач начну заниматься чужими делами.
Потому тренирую себя иногда проходить мимо. Иначе не получается. Есть анекдот про цирюльника, который повесился, оставив записку «всех не перебреешь».
Кстати, когда наш проект «Песни о смерти» состоялся, я следом повторила его с уже поющими состоявшимися людьми. И какое же я испытала облегчение, насколько проще и увлекательнее заниматься не, фигурально выражаясь, вспашкой целины, - а решать интересные творческие задачи, получать удовольствие и пожинать плоды.
Если партнеры сильные - всё получается.
Если нет, то если и получается - то только за твой счет.
А хочется получать наслаждение от взаимодействия с теми, с кем поешь.
Испробовав вариант с досуговым хоровым пением, я хочу теперь другой способ. С индивидуальными занятиями.
Когда лично человеку даешь качественное внимание в пении и подробно поправляешь всё, что, видишь, можно поправить. Тогда, мне кажется, возникает шанс куда более интенсивных и прицельных изменений.
Если посмотреть на дальнюю перспективу той истории, то в большинстве наши участники остались в музыке. Поют в ансамблях, вошли или входили в многоголосные коллективы. И сильно прогрессировали.
В общем всё было не зря.
Просто нулевой и первые этапы бывают очень длинными, трудоемкими, и плоды их видны далеко не сразу.
Поэтому, желая помочь людям и чувствуя в себе такую возможность, мне оказалось важным ограничить эту помощь определённым временем и местом. Иначе такая работа имеет свойство расползаться и захватывать всё остальное. А у людей может появиться тенденция ожидать, что за них что-то сделают.
Да, сжато, интенсивно. Зато с возможностью быть на всех уроках остальных участников и внимательно проследить, что на них происходит. По-разному, но с каждым всё равно проходится один и тот же путь. Концентрация на позиции и чистоте каждой ноты: как она образуется, продолжается, как заканчивается или переходит в другую. Поиск лучшего чистого тембра без лишних призвуков - не половинчатого и не перекрытого. На каждой попевке - акцент на вокальной опоре и постоянное отлавливание моментов, когда она теряется.
Если за этими действиями следить внимательно и вовлеченно, можно получить даже больше пользы, чем когда идет личное занятие с вами. Потому что занятие кратко, на нем ученика может отвлекать обилие одновременных задач. А чужие уроки можно слушать гораздо спокойнее и дольше, осознавая через чужие процессы свои.
Удастся ли всем гарантированно извлечь свою пользу - это, конечно, вопрос.
Кто-то наверняка почувствует, что это не его метод и способ.
Что ему нужен какой-то другой путь, а может быть не нужно и никакого. Наш путь не отменяет того, что в любых других местах и формах можно пробовать иные возможности.
Зато придут люди, которые хотят изменений, а не просто провести время с удовольствием. Второе нормально, но не совсем продуктивно. А вот если человек готов вкладываться - то это уже есть, с чем работать. В пении вообще хорошо то, что приходят люди заинтересованные. Никто их насильно не заставляет, значит они настроены на сотрудничество. И это уже полдела.
А если еще и каждому заниматься самостоятельно, а также при возможности участвовать в деятельности реально практикующих коллективов, то можно быстро прогрессировать.
Хотя выражение «быстро» в музыке довольно относительно. Всё, что «дано» (наработано прежними жизнями или, кто-то считает, даровано свыше) - раскрывается в детстве и юности, это обычно происходит быстро и обманчиво легко.
А вот что сверх того - накапливается медленно. И тут уже труд (впрочем, увлекательный и счастливый) меряется десятилетиями.
И насчет метода. Мне очень нравилось включать пение в тренинги по движению. Когда участники уже расшевеленные, мягкие и включенные - петь в сто раз легче. Даже те, кто никогда не пели, на общей волне и моем личном намерении начинают звучать и попадать в ноты.
И многократно «из миража, из ничего, из сумасбродства моего» получался волшебный звук, на ходу группой выучивались и исполнялись многоголосные песни.
Но факт реальности состоит в том, что повторить этот фокус без пятичасовой физической и психологической раскачки, без вложения личной магии руководителя, а также влияния акустики помещения и некоторой удачи - не получится. А еще этот эффект нельзя особо закрепить. В следующий раз начинай всё сначала.
А хотелось, чтобы стихия пения могла проявляться и без этих условий. Взять и запеть. Попасть в ноты. Тембрально и динамически стабильно. Удержаться в двухголосии. Это уже умения. Это - носить с собой праздник, а не ждать его от других.
Вот, пожалуй, желание и цель. А с ними в комплекте - понимание того, сколько в это надо вложить, и какова готовность это делать.
иллюстрация - Thomas Cooper Gotch (British, 1854-1931), "Alleluya"