Бомбануло меня.
Подписалась из интереса на вебинар некой школы Vocal master.
В принципе всё, что связано с певческим обучением, меня интересует. Потому поглядываю, что где и как происходит. Да и всегда не против узнать что-то новое по профессии.
И что-то у меня прям тяжелый осадок остался от этого вебинара. Во-первых, там все переводное с английского. То есть, мы имеем вместо школы набор заранее снятых видео, которые, по ощущению, просто хотят ещё раз продать на рынке России.
Тексты и заголовки полны ужасных ошибок, делали безграмотные люди.
Но не это меня напрягло. Они там продают свои вокальные курсы за сотни тысяч. Я так офигела, что не наскриншотила их запросов, а теперь трансляция недоступна. Но кому интересно - могу в личку прислать ссылку, у них еще будет вебинар вечером, зарегистрируйтесь, сходите из интереса. Только не ведитесь.
Так вот, этот вебинар, по моему мнению, целиком активно направлен на то, чтобы окучить потенциального покупателя на максимальную сумму. Не жалеют мотивирующих слов, посулов и восторженных живописаний вашего блестящего певческого будущего после их курса. Пытаются втюхать годовую программу, уверяя, что это полноценное обучение на уровне хороших западных вузов. Прям даром - пришлите им несколько сотен тысяч прямо щазз.
Никакого отбора по способностям не предполагается, упор исключительно на то, что вот только заплатил деньги - и блестящий результат в кармане. Гарантируют абсолютно каждому по окончанию обучения великолепное профессиональное пение на сцене. Очень упирают на то, что вы выполните свою мечту, станете востребованным артистом, перестанете стесняться своего голоса, будете блистать на сцене.
С одной стороны, даже медведя можно научить танцевать. И я сама постоянно говорю, что путь состоит из маленьких шажков, и если хочется - никогда не надо бояться их начинать. Очень сильно продвинуться можно, понемногу, но увлеченно и осмысленно занимаясь. Но у каждого есть своя скорость и свой потолок. Может быть, несколько потолков - что-то сделаете легко, на чем-то застрянете надолго или навсегда.
Но давайте честно насчет блестящего будущего, если говорить о певцах. Просто оглянитесь вокруг.
Сколько знаменитых певцов надо обществу? Единицы.
Я училась в свердловском музыкальном училище и в Гнесинском институте на отделениях эстрадного вокала. Со мной вместе проходили обучение самые способные из способных. От природы обладающие красивыми голосами, имеющие музыкальное образование, отобранные из множества претендентов. У нас были маленькие классы - три, пять человек. Изначально ясно, что способных перспективных певцов - единицы.
И вот что интересно. Где они сейчас, мои одногруппники (в основном одногрупницы)? Особо никого я на сцене не вижу. Я не знаю, как у них у всех сложились жизни. Может быть, они преподают музыку. Может, занялись чем-то другим. Вероятно, все же поют в локальных музыкальных и театральных коллективах, где я их не вижу. Связи у нас не осталось.
Буквально отдельные имена известны - и то те, с кем я в учебе не пересеклась. Они были за годы до меня, и это тоже буквально пара имен.
Я лауреат всесоюзного конкурса в Юрмале-87. Где все лауреаты и участники? С моего года никто, кроме Валерии (кстати, она не была даже лауреатом) не на слуху. Ее историю жизни вы знаете - замужество за одним продюсером, который ее избивал, потом другим, любящим и богатым. И вот певческая карьера сложилась. У остальных же этого в основном не произошло.
Если подумать, каким же образом тогда получилось, что лично я состоялась в профессии - то ответ один. Потому, что я автор своих произведений. Мне не нужны покровители, композиторы, благоволение руководителей коллективов и театров. Я сама себе коллектив и театр. Я прокладывала свой путь самостоятельно, без опоры на существующие чужие структуры, на чужие власть и волю.
Я не утверждаю, что это хорошо или плохо. Я просто говорю, что профессия певца без своего музыкально-поэтического материала очень зависит от попадания в определенные запросы общества, или личную заинтересованность какого-то человека, облеченного властью и деньгами. В этом действительно везет единицам, и неизвестно еще, какой ценой. Да, гении-исключения тоже везде есть, но не на них рассчитывают продавцы таких курсов.
Живучими оказываются самостоятельные личности, со своим материалом и природной харизмой. Ну или, увы, вероятна роль куклы в чужой игре.
Но можно же учиться для себя? Петь для дружеской компании? Я тысячу раз это одобряю. Но не считаю, что надежду на это надо дорого продавать, кормя людей несбыточными ложными упованиями на звездную карьеру. Их ждет неминуемый облом.
Даже если этот курс - не мошенничество, и видеоупражнения действительно будут присылать целый год, а не просто возьмут деньги и сольются, всё же без личного присмотра педагога пению научиться, по моему мнению, невозможно.
Педагог подбирает упражнения по уровню ученика, а не просто льет подряд задания. Педагог смотрит за нюансами выполнения каждого упражнения, каждую секунду ловит ошибки ученика и бесконечно их исправляет. Процесс циклически повторяется годами, пока удастся найти, вырастить в теле ученика довольно тонкие умения, для которых поначалу нет даже ощущений, и закрепить новый способ. Обучать тело по-новому действовать и держать сложные и незнакомые для него равновесия тонких усилий - невероятно запарное дело.
И, наконец.
У меня знакомые покупали долгие курсы (другие) за большие деньги, но потом, как правило, обнаруживали, что покупка лежит мертвым грузом, а они не занимаются. Не хватает сил, энергии, мотивации.
В одиночку, без компании, которая была бы увлечена тем же, без насыщенной именно этим видом творчества среды, без потока - удержаться в самостоятельной работе могут только уникумы, исключения.
И то это чаще происходит в ментальных практиках - одному можно играть в компьютерные игры, заниматься математическими проблемами, играть удаленно в шахматы (и то с реальными живыми партнерами - и это поддерживает).
В практиках же, связанных с глубоким погружением в физиологию процесса, с многолетними упражнениями, которые надо делать правильно, или никак, в практиках, где надо точно и подробно знать, на что в выполнении пристально обращать внимание, - в одиночку нельзя преуспеть. Потому что человек неопытный не имеет и не может иметь представления о том, как выглядит то, чего надо достичь. Привести к цели такого ученика можно только поддерживая со стороны.
К таким занятиям относится пение, на мой субъективный взгляд.
Есть исключения - люди природно одаренные голосом и с природной постановкой. И это дает основания для самообмана, основанного на ошибке выжившего - вот такой-то не учился, самоучка, щёлк - и всего добился. Таких людей крайне мало, и вы, скорее всего, - не они.
И еще нюанс.
Мы имеем возможность постоянно видеть и слышать множество авторов и артистов, которые находятся на сцене, чья судьба плюс-минус складывается. Но которые плохо поют! С вокальными ошибками, которые они повторяют годами и десятилетиями! Если бы это было так легко исправить, все бы исправляли. Но проблема в том, что обладатели их даже не видят. Их всё устраивает. А слушатели делятся на тех, кто разбегаются, зажав уши, и тех, кто ничего не замечают и с удовольствием поглощают что дают. Кстати, портя этим свой вкус.
Вообще такова проблема человеческого сознания - чтобы измениться, надо иметь ресурсы увидеть, почему ты в ж... И понять, в чем тебе действительно пора изменяться, да еще и додуматься, как именно это сделать. Для этого нужен проблеск сознания. Редко с нами случаются проблески, на них должны накопиться невидимые ресурсы.
В основном же люди живут в своем болоте и не меняются, бесконечно штампуя свои кривые стереотипы и получая половинчатый результат.
Как это можно изменить, купив заранее записанные переводные вебинары за несколько сотен тысяч? Да никак.
Человек способен враз принять и переварить ограниченное количество новой информации.
Её очень много, и она есть бесплатно на ютубе. Не факт, что там хуже, часто лучше! Потому что сделано с душой, людьми из нашей культуры и на нашем языке. Ну или иностранными звёздами в своём жанре, а не малоизвестными учителями. И интерес к таким урокам поддерживается не тем, что кого-то развели на бабло, и теперь он вынужден слушать, чтобы деньги не пропали, а тем, что люди создают свои уроки с душой и человечностью, с искренней любовью к делу. Если умеете учиться самостоятельно - широчайшее поле перед вами. Вы можете получать ту информацию, которую способны воспринять. Почувствовали, что пора - двигаетесь дальше, ищете следующие уроки,
У меня так с фортепиано получается. Хорошо, я основы знаю с музучилища. И если сейчас хочу сделать шаг в своих фортепианных учениях, то нахожу несколько интересных и подходящих уроков на ютуб. И что дальше?
Мне, чтобы переварить и отработать полученные знания, надо несколько месяцев самостоятельных занятий! И я занимаюсь.
Итого, на несколько месяцев, пока осваиваю новые навыки, считай, выпадаю из получения новой информации. У меня старая еще не съедена. При этом меня поддерживает желание и возможность применить всё новое в реальной деятельности на сцене. Потому я двигаюсь вперед, пусть отвлекаясь и переключаясь.
Всё свежеузнанное нужно подкреплять интенсивным применением на практике - это важное правило. Потому шанс развиваться в музыке есть только у уже работающих музыкантов. Или любителей, хорошо укорененных в постоянной деятельности в непрофессиональном коллективе.
Если же человек не имеет крепкого тыла в виде регулярной музыкальной работы, все эти видеообучения - просто блаблабла с результатом в виде быстрой потери интереса и мотивации.
А когда вперед куплен огромный курс - это, скорее всего, будет просто выброс денег. Хотела бы сказать, подарок мошенникам. Но, скажем мягче, добровольная отдача ваших средств предприимчивым людям, продающим, похоже, воздух.
Скажете, зато именно вложенные деньги замотивируют вас дослушать курс до конца? Хм. Музыка и физиология певческих процессов - слишком сложные области для того, чтобы это так запросто работало. Максимум - будете год смотреть телепередачки и узнаете что-нибудь про чужой шоу-бизнес.
Реально обучающие программы устроены маленькими блоками. И честный педагог не даст вам никаких гарантий.
У кого-то какая-то часть получится легко - чаще всего то, что он и так знал и от природы мог. У кого-то будет пробуксовка годами и десятилетиями даже с хорошим педагогом. Некоторые вокальные вывихи вообще непонятно, как лечить. Неправильное, кривое, некрасивое пение - комплекс весьма укорененных привычек, плюс уникальные для каждого физиологические предпосылки организма и психики.
Далеко не всё легко исправить, но можно идти потихоньку по пути, постоянно внимательно прислушиваясь к себе и консультируясь с живыми компетентными педагогами.
Обычно уже поющие на сцене люди даже к этому не особо склонны. Мы привыкли, что как человек поёт - так он и будет петь всю жизнь. Сколько я знаю таких людей, бесконечно поющих с одинаковыми ошибками и пороками.
А зато Земфира ходит к вокальному педагогу постоянно. К строгой требовательной тете, которой плевать на то, что перед ней звезда. Почувствуйте разницу.
По причинам, указанным выше, без отбора учеников и разделения их на совершенно разные уровни с разным подходом, все эти годовые переводные курсы по видео - просто похожи на откровенный обман.
Не ведитесь на развод.
PS: А если говорить о том, что можно посоветовать для самообразования человеку, интересующемуся музыкой - вот, например, есть очень приятный канал «Нескучный саунд» на ютуб. Совершенно бесплатно. Я с автором незнакома, так что мне нет выгоды рекламировать его. Он просто очень хороший и полезный. Накидайте в комментах других хороших обучающих каналов по музыке, пению, инструментам.
И еще раз: не ведитесь манипуляции на циничных продаванов иллюзий. Чудес не бывает. По крайней мере, вот таких чудес - отвалили пару сотен тысяч, и золотой ключик в кармане.