(no subject)

Nov 19, 2020 15:01

Мои давние ощущения от Оргии Праведников: их музыка представляет собой очень удивительную смесь: с одной стороны арт-рок, с другой тяжеляк, с третьей - очевидно советская песня.
Раньше на меня этот микс производил юмористическое впечатление. Я все время неуместно ржала в самых пафосных местах симфонии.
И до сих пор не могу абсолютно серьезно слушать альбомы Оргии Праведников.
Но при этом не могу не расписаться в огромном уважении и интересе к ним как к музыкантам. И всё благодаря их подходу к делу. Это что-то уникальное. То, как они всё это делают, как во все это верят. И как этим заражают своих слушателей.
Их музыка вообще не сказать, что проста для восприятия - и для образованного музыканта, и для простого человека.
Для образованного музыканта там слишком много реминисценций и пересечений с чересчур разными и несовместимыми слоями стилей.
Для простого слушателя эта музыка очень замороченная и несколько мертворожденная. К тому же она крайне эпична и пафосна - и в хорошем, и в плохом смысле.
Поэтому для меня они уникумы и мастодонты.
Но право быть странным, удивительным, и настаивать на этом - священное право любого настоящего творческого человека. И в этом они впереди планеты всей. Создают свою реальность, отдельную вселенную - настолько неудобную, такую трудоемкую, чрезвычайно сложную и никуда не вписывающуюся.
Убедить слушателей и собратьев по цеху в её крутости - это подвиг. Тут есть единственный путь: создание культа, религии, мистериального круга посвященных.
И они в этом преуспели. И я вижу, как они это делают: святой верой в свое дело, нечеловеческими трудолюбием и дотошностью.
Альянс «Артели» с Калугиным всегда мне казался довольно удивительным. Если не знаете - Оргия Праведников в свое время образовалась из двух компонентов. Встретились и решили объединить усилия арт-роковый, в основном инструментальный, проект и харизматичный поэт-гитарист.
Сейчас, по прошествии двадцати совместных лет, в группе все те же лица. Потрясающая стабильность и верность друг другу.
Для меня Калугин куда более жизнеспособен и прост в понимании. Мне совершенно понятно, за что его любит публика. Он интеллектуал, пофигист и обаяшка. Альянс с ним - это как преисполненному священным воодушевлением аскету Дон Кихоту (в лице Артели) объединиться со светским повесой Пушкиным.
Инструменталисты Артели страшно самосерьезны, Калугин абсолютно самоироничен. Артель дико трудолюбива, Калугин циник с романтиком (так бывает) и раздолбай. Вместе - сочетание алхимически несовместимых веществ.
Самое удивительное, что союз оказался многолетне устойчивым и плодовитым! Всё больше уважаю их всех за это.
Если говорить об музыке Оргии Праведников, то её отдельные элементы мне нравятся, каждый по-своему. Отличные мелодические куски, ритмические рисунки и гитарные риффы. Вот чего я не понимаю - это как и зачем они стали их соединять в огромные многослойные торты. Зачем пихать сразу и всё в одно произведение, если материала там на десять.
Но это непонимание возникает лишь потому, что я абсолютно по-другому устроена.
Я сторонник простых форм и понятных структур. Идеально - когда минимум инструментов слаженно работают как в часах шестерёнки. Всё остальное - саундовые изыски, они достигаются просто поиском выразительных звуков, ритмов, гармоний, выверенностью их сочетаний.
Но идеология, просматривающаяся под музыкой «Оргии Праведников» иная - тяжеловесная, масштабная, такая оперная, мюзикловая, рок-оперная.
Эти жанры, кстати, в большой степени тоже строятся на хитах и прилипчивых мотивчиках.
Но не это путь Оргии Праведников.
Всё должно быть сложно.
Всё должно быть трудно.
На самой крутой аппаратуре и лучших инструментах.
Совершенствуясь годами в полиритмии, наложении структур, с десятками часов тренировки с метрономом.
В этом они и гении, и сумасшедшие.
Не ищут легких путей.
И получается такая греческая трагедия в исполнении подростков.
Всё всерьез и насмерть. Всё наивно и смешно. Всё эпично в масштабах и размерах. Поэтических замах - не меньше, чем на манифесты человечества. И советская песня в мелодической основе.
Но раз они идут в этом до конца, то это вызывает уважение.
Таковы правила игры, они их создают сами, и сами по ним живут.
Если же рассказать о звуковой вечеринке, на которой я побывала почти год назад, то она мне очень и очень понравилась.
Я в очередной раз увидела, какие они вообще-то клевые и серьезные ребята.
Ещё мне безумно импонирует, как они рассуждают, как насыщенна и интересна речь, проработана мысль, насколько глубоко и ответственно пропахано всё, что говорится и делается.
Это мне очень эмоционально и интеллектуально близко.
Когда люди говорят то, что по-настоящему понимают, чувствуют и прожили, за что заплатили всей жизнью - тогда получается супер-осмысленная речь.
То есть, это ребята настоящие, ни сантиметра фальшпотолка.
Есть люди - такие надутые пузыри, которые все состоят из лживого фасада, а кроме него ничего или мусор. У Оргии Праведников этого ноль, они настоящие в каждом миллиметре, который предъявляют.
Тех, кто надут пустотой, можно ткнуть иголкой - и они лопнут с позором, начнут буксовать в выдуманных историях своего величия.
У ОП, напротив, за тем, что показывают, чувствуется еще и огромный тыл недосказанного и нерассказанного, но явно существующего.
Миры фантастических романов бывают проработанные и непроработанные.
Высший пилотаж это где каждый - персонаж часть своего сюжета, а все они взаимозависимы и неразрывно сплетены. И на протяжении многих книг разворачивается история многообразная, но во всех отношениях единая, пронизанная далеко тянущимися логическими связями и подробными непротиворечивыми деталями. Это может быть странный, волшебный, необычный мир. Но глубокий, и потому настоящий.
А есть книги с повисшими краями и необъяснимыми кульбитами сюжета. С нелогичными поступками героев, с неизвестно откуда взявшимися и куда девающимися персонажами и их мотивами.
Вот эпос «Оргии» - укорененный, у него есть серьезная глубина. И это не про хорошо выдуманную легенду, а про действительное существование структуры искусства в мире. Реальность искусства выдуманная, но на соседнем плане - настоящая. Потому и действует.
Кажется, это мир драконов. Могу ошибаться.
Кстати, драконы - хорошие ребята. Лишь в немногих описаниях визионеров и сказочников они кровожадные злыдни. Во многих мирах драконы - самые благородные и красивые существа, стоящие на высокой эволюционной ступени.
Это всё было к чему. Если вы музыкант и интересуетесь чем-то посложнее трех прихлопов - приходите на музыкальную лекцию-радение. Это невероятно интересное и вдохновляющее редкое событие.
Калугин там не планируется, а с вами поделятся вдохновением и технологиями Юрий Русланов и Алексей Бурков - композиторско-аранжировочное ядро группы. Они расскажут вам музыкантскую кухню так интересно, что вы будете это вспоминать еще не один год.
Даже если музыка ОП не цепляет, послушать будет что. У них в процессе зарождения и вызревания каждой песни происходит настолько интересная и многоступенчатая эволюция, такая трансформация музыкальной мысли, что пронаблюдать за этим в живом режиме - как роман прочитать.
Особо ценно для тех, кто тоже пишет, сочиняет и аранжирует, кто записывает и шлифует, и кто через музыку пытается поймать за хвост _то самое_ недостижимое переживание божественной вечности.




Previous post Next post
Up