Счастливые дни

Aug 27, 2018 12:02

Вчера посмотрела «Счастливые дни» Балабанова. И да, раньше их не видела. И вообще у меня не укладывалось, что офигенно культовый, но у посторонних мне людей, «Брат» - и «Счастливые дни» - одного человека плоды.
Потому что вчера я встретила идеальное кино. Каждый кадр вызывает эстетический оргазм. Гениально в каждой секунде. Хочется сидеть и перерисовывать всю раскадровку. Хочется забраться в голову автора и понять - что же в ней звучит, как он должен думать и чувствовать, чтобы ТАКОЕ снимать? Хочется присутствовать на съемочной площадке и видеть, КАК они это строили? Как актерам объясняли задачу? До слез восторга. Эти все новые повороты, маленькие загадки с отгадками, эти узнаваемые наблюдения за абсурдом мира, которые так отзываются... Хочется узнать всю биографию Сухорукова и всю - Балабанова. Кстати.
«В 1982 году из-за увлечения спиртным Сухорукова уволили из труппы без права устройства на работу в течение полугода. На несколько лет он выпал из профессии, бедствовал, бродяжничал. В это время ему приходилось работать грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом. Но в итоге он нашёл в себе силы вернуться и, сменив несколько театров Ленинграда, вновь оказался в труппе Театра комедии».
Сейчас публика глянет с насмешкой: кто ж не знает наших культовых персонажей? Но я хреновый киноман. Вообще не киноман. Абсолютное большинство фильмов я не могу смотреть и выключаю после первых трех минут. Особенно отечественные. Впрочем, «не наши» нечасто катят - тоже по многим разнообразным причинам, и об этом в двух словах не расскажешь. Пусть причина будет в том, что я хреновый киноман.
И хоть сейчас появились и вроде как неплохие наши фильмы, большая часть этой продукции меня с первой секунды убивает отвратной озвучкой и хабальскими голосами. Ну не знаю, как это описать, когда голоса плоские и неприятные, интонации отвратительные и вообще «не верю».
И еще я совершенно не переношу насилие ради насилия. А без этого редкий фильм собирает кассу. Я неспособна потреблять так называемый саспенс. У меня слишком хрупкая нервная система, и она перегружается в разы даже завязкой какой-нибудь жуткой и небывало жестокой хрени, на которой в большинстве своем строятся сюжеты. Я сразу боюсь за героев до остановки крови в жилах - еще даже когда ничего не случилось, но вот-вот случится. И да, я умом понимаю, что это лишь кино, но ничего поделать не могу. Похоже, эта уязвимость во мне тесно завязана вообще с внутренней структурой. У меня тонкая антенна, и грубые воздействия ее гнут и ломают. А все более жесткие воздействия сейчас - мэйнстрим.
Бывают случаи, когда фильм мне все же нравится, но я не могу его смотреть из-за перегрузки саспенсом. Решается это спойлером. Я прерываю просмотр, успокаиваю дыхание и биение сердца, читаю все про фильм и сюжет. После этого уже смотрю как кино. Если все еще грузит, останавливаюсь еще и еще.
Помнится, фильм про канатоходца между башнями Торгового Центра - был ну в целом смотрибельный. Но, бляха-муха, зверским и безбрежно нагнетенным саспенсом зрителя там держат подвешенным за нервы последние 40 минут! Это пипец! Я уже и так и эдак, и останавливала, и отворачивалась, и отвлекалась, и медитативно созерцала отстраненно свои переживания. Но бляяяяя! Это же отвратительное ощущение, как будто кровь у тебя буквально стоит в жилах, свернувшись в трубочку, и за эту свернувшуюся трубочку еще и непрерывно тянут, вытаскивая понемногу вены... Да, я понимаю, что это манипуляция, что это специальный и довольно тупой кинотрюк, но ничего не могу сделать - моя кровь стоит в жилах! Господи, какое от этого можно получить удовольствие?
Знаете, что доза героина подсевшего наркомана в десяток раз больше смертельной для обычного человека? Отсюда и передозы: наркоманы снижают дозу, «переламываются» в целях экономии, но новую свою дозу после ломки первое время не знают, и бахнувшись половиной или четвертью обычной нормы отправляются на облака.
По-моему с восприятием жестокости, ужаса, напряжения на экране - та же фигня. Кого-то не торкает уже и лопатой по башке. Дайте еще и еще! А кто-то от прикосновения перышка уже при смерти.
Но если все время лупить по психике на пределе восприятия - ну вот совсем не до нюансов.
А есть фильмы, полностью построенные на тонкой игре и переливах переживаний, между улыбкой, отвращением, восхищением, тревогой, уродством и сверх-красотой.
На днях пересмотрели «Настройщика» Киры Муратовой. И опять бесконечное ощущение неописуемой гениальности. Амброзия. Сома. Только я все равно должна была заранее выяснить - убили они старушку или нет. Успокоившись, дальше с наслаждением впитывала этот тончайший гротеск и аромат отвратительно-прекрасной эстетики. А в прошлом, оказывается, недосмотрела этот фильм. Выключила, что ли? Хотя помнила каждый прошедший через меня кадр.
И вот что. Осознание того, до какой степени они гении - Кира Муратова и Алексей Балабанов (и еще кое-кого надо пересмотреть) - пришло ко мне только после 50.
То ли не с чем было сравнить, еще не было эстетической сетки, то ли воспринималка не выросла, то ли сначала голод надо ощутить, а потом уже еда будет бесконечно вкусной...
И сейчас я думаю. Это дебютный фильм у Балабанова такой. Первый! Понимаете?
Я часто вслух и письменно говорю, что гениями именно рождаются. Но когда вижу зримое подтверждение - то все равно как-то не по себе.
Когда ты дорастаешь только до _восприятия_ к 50, а человек с этим в голове (или где там) уже на планету пришел!
И читаю теперь критику и отзывы. «Муть», «Обычный артхаус».
Чорд, стыдно, это я от всего лишь «обычного артхауса» так оргазмирую. Да еще и выкопав его через 27 лет после премьеры. Кидайте в меня помидоры.



кино

Previous post Next post
Up