Расшифрована в текст передача на новосибирском радио "Маяк". Первая половина готова, вторая в стадии корректуры, ждите скоро. За расшифровку спасибо Александру Бибикову
Константин: Доброе утро друзья! Сами не спим и вам не дадим, что называется.
Ксения: Будет интересно!
Константин: Мы продолжаем утро на Маяке, друзья. У нас Ольга Арефьева - российская певица, музыкант, поэт, создатель и лидер группы «Ковчег». И еще можно много чего про вас рассказывать. Оля, доброе утро!
Ольга: Доброе, доброе утро
Константин: С Ольгой уже наши радиослушатели знакомы. Ольга уже не раз давала концерт в Новосибирске. Даже за последние полгода несколько. Кажется, вам понравилось тут?
Ольга: [смеется]
Константин: Еще недавно Ольга сделала совместный уникальный проект с театром La Pushkin и Олегом Жуковским. Как лучше сказать?
Ольга: Лапушкин, конечно, наш дорогой Лапушкин.
Константин: Еще недавно провела серию тренингов в Лофте «Трава». Поэтому мы поговорим сегодня в духе той фразы: «Какая я Арефьева? Я Оля!»
Ольга: Это очень приятно. Мне так нравится - не быть на постаменте.
Константин: Начнем с легкого теста на работоспособность. Спросим, выспались? Не выспались?
Ольга: Нет, не выспалась. У меня вчера был спектакль c Олегом Жуковским. Я после этого не могла заснуть всю ночь.
Константин: А что происходит у вас там на спектаклях?
Ольга: А вот, секрет! [смеется]
Константин: Вот все пишут «Вообще! Что-то такое! Театр будущего!»
Ольга: Да, что-то такое, да - театр будущего. [улыбается]
Ксения: Ну расскажите хоть немножко. Что за театр будущего, а главное, почему театр будущего?
Ольга: Это вы сказали, я просто подхватила. Спросите что-то конкретное.
Константин: Ничего, что подняли вас так с утра?
Ольга: Ну героизм пришлось проявлять. Вот знаете, что у артиста самое главное? Не умение выйти на сцену и спеть. Самое главное умение -
встать в 6 утра или в 5 или в 4 на самолет, такси, поезд. Притащить свои кости, быть свежим и улыбаться. И потом только упасть без чувств. [смеется] На самом деле, я готова поговорить про театр, просто не умею отвечать на вопросы - «расскажите что-нибудь о…»
Константин: Мы еще об этом поговорим, время у нас достаточно. Вот радиослушатель Александр, что-то хотел спросить…
Радиослушатель: Здравствуйте, Оля. Рад вас приветствовать.
Ольга: Здравствуйте, очень приятно
Радиослушатель: Как вам снежок?
Ольга: Великолепно!
Константин: Александр, про снежок я хотел спросить! Это мой вопрос.
Ольга: Мне есть что ответить! [улыбается]
Радиослушатель: За вашим творчеством приятно следить, оно заразительное, хочется уже примерить фарфоровую шляпу, жонглировать начать.
Ольга: Это так приятно.
Радиослушатель: Желаю вам успехов больших! Радуйте нас еще!
Ольга: Вот! Прекрасный вопрос «Я желаю вам успеха», я тоже рада такому вопросу! Мой ответ - «Да!» [смеется]
Константин: Ольга мы сегодня заготовили вопросы по многим направлениям. Поговорим про музыку и работу с «Ковчегом», поговорим про ваш вклад в литературу, поговорим про театр, про работу с Жуковским.
Ксения: Про тренинги обязательно поговорим.
Ольга: Что же вы все разом выдали? [смеется] Никакой интриги.
Константин: Наоборот, проаносировали и всех заинтриговали! Начнем с Новосибирска. Такое ощущение, что вы нас не уезжаете.
Ольга: Мысленно не уезжаю, это точно.
Константин: И опять же - процитирую «я не вернусь - я просто не уеду».
Ольга: Я просто не уеду, да [улыбается].
Константин: Приятно, наверное, приезжаете - а ведущий всю вашу книжку наизусть знает?
Ольга: А знаете, мою книгу многие наизусть знают. Даже вот у Полунина я в доме ее увидела, и он всю ее подчеркнул желтым маркером. Не всю, а прошел и выделил, то, что ему нравится. Так что нужно серьезно читать мои одностишия! [смеется] Я их, кстати, не знаю наизусть. Их слишком много.
Ксения: А может быть еще поцитируем? Мы же знаем, что вы еще и в блоге пишете, и вот цитата: «часы этого мастера покупали самые лучшие часовщики мира, и самой лучшей платой за них для него была возможность создать еще более точные часы».
Ольга: это Терри Пратчетт.
Константин: В одном из интервью вы процитировали из своего блога, а потом прокомментировали, что с вашей музыкой, примерно, тоже самое происходит. И главным интересом вашим является даже не зарплата, а участие в этом процессе создания чего-то большого. И вот мы смотрим, вы уходите все время в какие-то смежные проекты. Может, уже надоело в Ковчеге?
Ольга: Надо слово «музыка» заменить на нечто более широкое. Сам творческий процесс, это самый лучший на свете аттракцион. И не грех заплатить за входной билет, не то чтобы чем угодно… а может быть и чем угодно! Ведь вся наша жизнь - что она? Для чего она? Ради чего она? Ну будут у тебя другие штаны, а для чего? Смысл в том, что ты в этих штанах пойдешь и что-то великолепное переживешь. Вот знаете, мне рассказали, зачем йоги завязываются в узлы, в эти позы. Когда ты тянешь ногу за голову, это очень сильное переживание, очень сильный поток энергии. Ты постепенно растягиваешься, и чтобы снова пережить это, нужно что-то большее. Мне очень трудно пережить эстетическое наслаждение, потому, что у меня планка постепенно настолько поднялась. Всё, что может дать обыденное радио и телевизор - не дает «сатисфекшена». Мне нужно что-то настолько бескомпромиссное, настолько для меня лично сильное… Я не говорю, что я лучше всех в мире разбираюсь во всем… [смеётся]… но в чём-то своем маленьком, сильно индивидуальном. Чтобы себя порадовать мне приходится строить целые миры, города, самолеты - тоже.
Константин: Мы помним фразу «Да, я звезда, а что мне остаётся?»
Ольга: Ничего другого и не остаеётся чтобы быть счастливой - приходится вот так вот работать.
Константин: Я правильно понял, что мы зря делили на музыку, на театр, на литературу?
Ольга: Да, верно. Переживания примерно одного и того же плана. Играют важную роль информационная и эмоциональная интенсивность, какое-то ощущение шага вперед. А шаг вперед - это такая штука, которую никак не купишь, ничем не заменишь. Она абсолютно, с одной стороны, открытая и свободная, с другой стороны - безжалостная, и с третьей - это самое прекрасное, что только есть.
Ксения: Среди всех этих сфер есть такие, в которые вы больше вкладывает сил, а из которых вы больше их получаете? Или как-то все равномерно происходит?
Ольга: Это как круговорот: как вдох и выдох. И эти сферы - музыка и театр - поддерживают друг друга.
Ксения: Но это же большая отдача своих эмоций своей энергии. Бывает такое: придёте опустошенная, хочется подпитаться - и уже обращаетесь к музыке?
Ольга: Нет, это иначе происходит. Энергия всё время приходит и уходит, когда ты встречаешься с людьми. Это у любого педагога можете спросить, кто с детьми работает или со взрослыми. Ты должен быть очень щедрым, абсолютно не считаться, не мелочиться, давать всё, что ты можешь, и самое лучшее. Но ты от этого не будешь пустым. Чем ты больше выдохнешь, тем в тебя больше вдохнется. Потому что люди - это очень благодатная субстанция. Они настолько прекрасны, когда они раскрываются! И это так радует, когда они делают шаг. Вот эта их радость открытия, от того что, они что-то вдруг сделали - это настолько себя искупает. Когда мне ещё за это и деньги дают, я говорю - «О боже мой! За это еще и платят!». Я все время забываю, что за это ещё и платят. На концертах, на спектаклях, на тренингах. Я готова этим просто так заниматься. Другое дело, что в нашем мире все равно нужно покупать билеты, платить за квартиру, покупать одежду и еду. И еще много всего. Особенно, театр - это ужасно затратное занятие. И чтобы вся эта волшебная маленькая фишечка состоялась… совсем не масштабная - это бедный театр - то, что мы делаем. Но чтобы это состоялось, нужно вложить столько денег, столько времени и сил, столько решить муторных вопросов с ремонтом, с начальством, с какими-то документами, с электриками, сантехниками, пожарными… Вот вчера привезли огнетушители в театр La Pushkin и мне показали документы на них. Огнетушители стоят 500 рублей, а право установить их три с половиной тысячи за каждый. В общем, всё очень весело. Этим совершенно неохота заниматься, как и политикой, деньгами, как и всякими организационными вопросами. Но все делается ради того, чтобы выйти - и в эту секунду, наконец, пережить чудо. Причем, чудо может быть очень коротким, но оно того стоит.
Константин: Опять же к месту вспомнить вашу книгу : «Я лишь для конспирации певица»
Ольга: Вы прямо меня раскололи [смеется]
Константин: Ну вот смотрите: 15 альбомов у Ковчега, порядка четырехсот песен.
Ольга: Всегда забываю точное число…
Константин: Ну мне-то проще, у меня на бумажечке все записано!
Ольга: Да и сколько лет мне я не знаю никогда. Ей богу, каждый раз считаю, пальцы загибаю. И это хорошо.
Ксения: Эту справку мы не наводили.
Ольга: Очень приятно, что вам не пришло это в голову.
Константин: И вот касательно Олега Жуковского и театра La Pushkin. Правильно ли я понимаю, что это как раз та причина, по которой вы так долго в Новосибирске пребываете?
Ольга: Да.
Ксения: Так долго, это, кстати, уже сколько?
Ольга: На самом деле это два приезда. Один был в августе - и мы сделали спектакль «Приключения в романе». По моей книге «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной». Был назначен концерт, и я приехала на неделю раньше, за это время мы сделали спектакль. Сейчас я пробыла две недели. И они, кстати, на исходе. Осталось совсем немножко. Вот и всё, собственно. А до этого я приезжала только на концерты, довольно регулярно. И вот в один из предыдущих приездов мы с Олегом встретились - и вдруг поняли всё.
Константин: Как вообще это всё произошло? Интересно узнать.
Ольга: У этого есть огромная предыстория. Много лет назад в 2004 году, я увидела театр DEREVO. Это был, пожалуй, какой-то ключевой момент в части моей жизни. Это событие меня перевернуло, перепахало и направило. Я даже не знаю, как описать, но я увидела то, что так долго искала в жизни. Бывают моменты, когда возникает чудо. Знаете, был черно-белый фильм про золотой ключик, и там была такая песня: «Далёко-далёко за морем стоит золотая стена, в стене этой маленький ключик, за ключиком дверца одна». Я в детстве когда это слышала - у меня волосы дыбом вставали на загривке. Я не понимала, что это, но чувствовала. Вот живешь и говорят, что ничего нет, и бытие определяет сознание. Я никогда в это не верила, ни секунды. Я все время чувствовала, что есть что-то такое потрясающее, такое волшебное, такое небытовое. И оно всё время есть. Чего-то, чего ты не видишь, а видишь какие-то облезлые стены, хождения строем, пионерские речевки, орущие преподаватели. А ты все время чувствуешь, что-то есть. И вся дальнейшая жизнь связана с тем, что мы это ищем. И находим все время. Просто оно не такое, что можно пойти и в коробку положить, или в сумке унести. И когда я увидела театр DEREVO, я поняла, что я не одна такое ищу…и нахожу. И это было очень сильное впечатление. И в этом театре как раз играет Олег Жуковский. Дальше пошла очень долгая история, постоянное общение с этим театром. Но именно с Олегом мы близко не общались. В основном с Антоном Адасинским. Я знала весь его круг, но вот как-то с Олегом не совпало. А тут он мне пишет в фейсбуке «Приезжай, научу тебя танцевать» [смеется]. Когда такое пишут - это либо человек дурак или наглец или он шутит так? Но тут попало. Я поняла, что тот, кто это пишет, действует вопреки всем шаблонам. Во-вторых, он потом мне рассказал, что в какой-то степени я сыграла в его жизни определенную спасительную роль (и вот эта песенка, которую вы, кстати, поставили в начале передачи). И мы просто решили повидаться. Я приеду в Новосибирск на концерт - и давай, если будет время, заедешь. Но когда мы встретились, это было событие неожиданно сильное. Мы настолько друг друга узнали, нам столько было друг другу сказать, что мы не могли остановиться, говорили две ночи подряд. Утром он шел что-то преподавать, я шла концерт играть, вернее, я шла спать, а вечером играть в концерт. Это была встреча, которая должна была произойти и, конечно, у нас не было другого выхода, кроме как начать ставить вместе спектакль [смеется].
Константин: Вот я хочу справочку короткую дать. Олег Жуковский - наш, новосибирский. Здесь, в Новосибирске учился на медика, здесь стал актером, основал, правда в Дрездене, театр La Pushkin потом вернулся в Новосибирск и руководит отделением физического театра, в театральной школе Сергея Афанасьева. Что-то творит невероятное…
Ольга: Плюс он работал с Андреем Могучим - очень знаменитым режиссером, много лет, с Олегом Киселевым, если знаете - студия пластической импровизации, с Аттилой Виднянским - очень крупным режиссером. Т.е. это не только DEREVO и не только La Pushkin. У него огромный театральный бэкграунд, театральное образование и самое главное… я думаю, мы поговорим об этом после.
Константин: Про самое главное поговорим после у меня только коротенький вопрос. А танцевать он все-таки вас научил?
Ольга: [смеется] Давайте после об этом поговорим. Это не коротенький вопрос.
[после перерыва]
Константин: Продолжим о том, на чем остановились - на театре и на вопросе. Итак - научили ли вас танцевать?
Ольга: Осталось определить, что такое «танцевать». Движение - достаточно безбрежное поле, в котором можно всю жизнь, и не одну, развиваться, и в совершенно разные стороны. Разумеется, есть всегда чему поучиться. Я танцем занялась достаточно поздно. Тогда, когда балерины, быть может, на пенсию уходят, я тогда начала. Зато я очень хорошо все осознавала, чем занималась. Танец - это только одно из выразительных средств из очень многого, что вообще входит в сценическое искусство. И что меня в последнее время сильно интересовало - это визуальный театр или физический театр. В нём надо не только фантастически двигаться, надо еще и очень много чего другого уметь. Необходимо умение быть разным: смешным, страшным, сексуальным, дураком, шутом, актером - великой куклой-марионеткой. Я очень много это практикую на сцене во время концертов, в основном очень малыми средствами. Мы когда начинали - очень с перебором в это нырнули, экстремально вели себя и концерты у нас были такие [смеется]… в общем много у нас там было театра, слишком много. А с годами, я начала все это убирать и убирать, и прятать немножко вовнутрь. И это более сложное умение - совсем малыми средствами сделать всё то же самое, но круче. Огромная работа происходит в воображении, работа внутреннего перевоплощения. Это как маги коллекционировали положения точки сборки [улыбается]. Так же в визуальном театре и в такого рода танце, который смешан с клоунадой и много с чем. Нужно иметь очень много лиц, своих собственных, просто вытащить их из себя, их надо вырастить. У тела должен быть лексикон безумно богатый. Не только у тела, сразу у всего, у воображения… Поэтому, во-первых, поучиться всегда есть чему. Во-вторых Олег - тот человек, который этим арсеналом владеет фантастически. Таких людей в мире по пальцам пересчитать. Если говорить о танцорах - они этого не умеют. Они могут ноги замечательно задирать, прыгать очень высоко, на шпагаты садиться. А чтобы уметь то, что умеет Олег, нужно !такую! жизнь прожить, нужно фанатично посвятить этому многие годы. И вот так вот и жить всё время, на каких то раскладушках, в поездах и самолетах, все время ломать то, что ты уже достиг, все время терять то, что ты уже получил. Не бронзоветь, а всё каждый день начинать сначала. На самом деле, это тяжело и больно. И очень хочется как-то остановиться и уже принимать аплодисменты. Но приходится постоянно оказываться вновь отброшенным в ноль и снова проходить какие-то пути и рисковать. Это та самая лучшая на свете штука, она же самая страшная на свете штука, она же самая благодатная на свете штука. И это, собственно говоря, то, что составляет театр для меня.
Продолжение следует!
Константин - Константин Кантеров
Ксения - Ксения Кандеева
Ольга - Ольга Арефьева
оригинал интервью в звуке вот тут
https://vk.com/wall-70271764_54или вот тут
http://mayaknsk.ru/index.php/guests/index/2014/11