В продолжение разговора о любви, начатого
здесь и
здесь. Из предисловия к книге Шри Шанкарачарья "Семь трактатов". Частично - прямо-таки ответы (для кого-то очень спорные) на наши вопросы, частично - разговор о многом другом важном.
Этот человек, учитель, философ, принадлежит к другой культуре, но мир-то наш. И то, как просто и ясно в очередной раз сформулированы важные принципы нашего существования в этом мире - мне показалось очень близким.
А в чем-то, конечно, - трудновыполнимым.
В интернете этого нет. Набираю ручками, могут быть опечатки (пишите, исправлю).
____________________________
В разных своих трактатах Шанкара упоминает разные виды иллюзий, которыми прельщается человек, и которые отвращают его от истинного пути. Что такое иллюзия в понимании Шанкары? Это состояние сознания, в котором человек неспособен различить истинное и вечное от преходящего и временного, неистинного.
В трактате "Удар по заблуждениям" первой иллюзией провозглашается гордыня учености. Шанкара предупреждает против честолюбивого накопления знания, против умножения знаний ради карьеры или славы без соединения этого знания с любовью и почитанием Господа.
Следующая иллюзия в "списке" Шанкары - желание приобретательства и накопления богатства. Люди не понимают, что неутолимая жажда денег порождает лишь разочарование, страдание и хаос мысли.
Вожделение - следующая иллюзия. Чувства необходимо контролировать - только так мысль способна приобрести спокойствие. Говоря о природе жизни, философ уподобляет удовольствие и радость капельке воды, дрожащей на листе в попытке удержаться на нем. Подобно этой капле непрочны жизненные радости. Также и мысль человеческая непостоянна - дрожит и прыгает в разные стороны, ведомая непрекращающимися желаниями. А все, что мы надеемся получить в этом мире, в действитель6ности сопряжено с волнением, грустью, страданием. А что такое тогда счастье? - спрашивает Шанкара, и отвечает, что это внутреннее состояние сознание, не зависящее от чего-либо внешнего. Оно питается свободой, возникшей из полного отсутствия каких-либо желаний и привязанностей.
Привязанности к жене, мужу или родственникам тоже неистинны. Как бы ни была велика их любовь,
говорит Шанкара, она сопряжена с понятием ценности данного человека - как только он стновится немощен, интерес к нему ослабевает. Такова жизнь. Выполняйте свои семейные обязанности, но различайте временные узы от вечности - единственно привязанным должен быть человек к Богу.
Какова связь между людьми, которые любят друг друга? Откуда мы сами появились, были ли мы прежде? Откуда все привязанности, какова их природа? Шанкара говорит о "странном" мире, подразумевая под этим непостижимую загадку, полную разнообразной красоты и очарования. Но тем не менее отношение между человеком и этим миром - временное и потому иллюзорное. Надо понять, что Шанкара не отрицает мир как таковой, а лишь ту абсолютную его ценность, которую стремятся приписать ему привязанные к нему люди. В этом смысле он подчеркивает иллюзорность мира - то есть этого конкретного физического уровня, ибо за его пределами существуют более совершенные миры, куда необходимо направить свою мысль. Отождествив себя с этим грубым уровнем, человек замыкает себя в его пределах и таким образом отрезает себе доступ к высшему бытию. В попытке разбить оковы, к которыми люди добровольно приковывают себя к земному плану, Шанкара иногда достаточно категорично настаивает на иллюзорности мира. Но не стоит из-за этого относить его к нигилистам. Его цель - любыми способами освободить человеческую мысль и направить ее вверх в правильном русле - все остальное приложится по закону магнита.
Знание самого себя является единственным средством для того, чтобы избавиться от жизненных страданий. Страдания длятся до тех пор, пока в создании присутствует заблуждение. Когда заблуждение сменяется мудростью, страдания исчезают, словно туман в лучах солнца.
Необходимо осознать, что жизнь есть соединение радости и горя. Горе лишь обратная сторона радости. Этот феноменальный мир не может существовать без них. Как же быть тогда? Человек должен воспитать в себе силу, которая способна принимать и переносить горе. А эта сила произрастает лишь из самопознания. Высшей степенью проявления этой силы является отречение от мира, а тем самым и от его неотъемлемой двоицы - радости и горя. Конечно, радость должна остаться, ведь недаром же сказано, что радость - это особая мудрость, но в том-то и дело, что это такая радость, которая уже не зависит от чего-либо внешнего. Это радостное ощущение необъятных человеческих возможностей, бесконечных как сам космос. А горе тоже будет, но оно уже не может быть личным, то есть человек более не будет воспринимать себя субъектом страданий. Его сердце будет ощущать боль всего человечества, и принимать ее, и таким образом частично искуплять. Но эти ощущения уже будут вне его личности, его очищенное эго не сможет быть затронуто. В этой связи Шанкара настойчиво подчеркивает значение смирения в жизни человека. Все, чем люди гордятся, на самом деле очень непрочно, и какой-нибудь несчастный случай может все это в одно мгновение унести. Поэтому необходимо в себе воспитывать чувство смирения.
Шанкара останавливается на сущности отречения. Понятно, что это высший идеал и проявление истинного знания. Но, в то же время, многие - и оказывается, историческое время никак не меняет положения дел, подменяют это царственное состояние духа внешней атрибутикой - то есть принадлежностью к разным сектам или монашеским орденам. Но отречение не есть монашеское одеяние. Это победа, завоеванная в глубине собственного сознания. Внешняя атрибутика ничто, если сердце заполнено желаниями. Есть многие такие, говорит Шанкара, кто принимают монашество для того, чтобы иметь обеспеченную жизнь, власть и право руководить людьми, удерживая их в подчинении и послушании идеологическом, то есть, навязывая религиозную догматику. Такие люди совершают тяжкий грех.
Смысл монашества есть отречение. Это отречение не связано с внешними формами. Это состояние отречения от желаний, постоянно действующих в нашем сознании. Это достижение чистоты мысли, когда все помыслы устремлены к Богу.
Также Шанкара говорит, что человеку невозможно самому преодолеть привязанности и страсти, ибо они обладают огромнейшей силой. Человек может быть старым и немощным, а его ум будет метаться в желаниях. Насильная борьба с ними бесполезна - подавленная сила страстей рано или поздно прорвется самым неожиданным образом. Для того, чтобы победить страсти, нужно обратиться к Богу за помощью и поддержкой. Без Его помощи невозможно достичь ничего. Опыт подвижников разных времен, пытавшихся укротить свои чувства, привел к осознанию единственно возможного пути - энергию страстей надо повернуть и устремить в другом направлении, к Богу. Это и есть путь преданности и любви к Богу. Силе эгоизма и желаний надо противопоставить силу всеобъемлющей любви.
Шанкара останавливает на внешних формах почитания Господа. Опять-таки, говорит он, если мысль человека не чиста и сердце не исполнено преданностью, то все паломничества к святым местам, ритуальные омовения и другие послушания не приносят никакой пользы. Если нет знания, это все лишь суета. Естественно, имеется в виду не книжное знание, а истинное знание - состояние ума, свободного от привязанностей и осознающего свою истинную сущность. Все, что совершается несознательно, бессмысленно для роста души.
Когда сердце и мысли всецело устремлены к Богу, тогда совсем не важно, в каких формах или именах человек почитает Бога. Когда сердце переполнено любовью, все внешние атрибуты важны лишь постольку, поскольку они отвечают складу и потребностям человека и согревают его сердце. Истинна лишь та связь, на которую человек выходит в своем общении с Богом, ибо только это становится его личным, неповторимым духовным опытом, а тем самым - его единственным имуществом, которое всегда будет с ним. Это то, что он имеет в виду, говоря о духовных накоплениях, которые приведут к раскрытию всех возможностей человека и зажгут все внутренние огни.