Ах, как же любят некоторые родители «померяться» достижениями своих деток! «А мой Ванечка уже в два годика книжки сам читает!», «А мой Максик уже цифры умножает, а ему ведь и трех нет!», «А моя Лермонтова наизусть шпарит. А Пушкина Ленуська уже в полтора года изучила».
Нет-нет! Ничего плохого в том, что мамы и папы любуются своими чадами и говорят об их достижениях, конечно же, нет. Другое дело, что двухлетний Ванечка, старательно прочитав «на публику» отрывок из «Колобка», на просьбу поведать слушателям, о чем он прочитал - рассказать не может. Ведь читать и одновременно понимать прочитанное - две большие разницы. И стоит ли тогда всерьёз говорить, о том, что малыш «умеет читать», если, строго говоря, он умеет всего лишь складывать буквы в слова, а слова - в предложения?
А уж о тоскливом лице «Ленуськи» и говорить не приходится: когда в приоритете - родительские амбиции, ребенок становится лишь инструментом их достижения. И очень скоро Лермонтов для девочки, как и вся поэзия (а может, даже и вся литература в целом) будет вызывать лишь отвращение. И не нужно потом удивляться, что дитё, которое с 2-3 лет «наизусть шпарит» что-то из классиков, вырвавшись из-под родительской и учительской опеки, до конца жизни потом не возьмет в руки ни одну книжку.
Безусловно, заниматься с детьми надо. О цифрах с буквами и морях-океанах он должен, всё же, узнавать раньше, чем пойдет в школу. Другое дело, что развитие ребенка не должно превращаться для него в пытку с выработкой пожизненного отвращения к любому учебному процессу. Да и развитие ребенка должно включать в себя не только навыки чтения, письма и счета, но ещё и целый спектр других знаний и навыков. Что толку, если дети, бегло читая или легко складывая двухзначные числа, к 3-4 годам так и не узнали, как правильно сидеть за столом или общаться со старшими?
Как-то в вагоне электрички оказалась свидетельницей одного разговора. Мальчик лет пяти, сидевший на краю скамейки, постоянно ерзал, толкался, задевал ботинками сидящих напротив и время от времени обращался к своей бабушке, стоявшей (!) в проходе рядом с ним:
- Хочу-у-у к окну! Хочу в окно смотреть! Я не хоч-у-у здесь сидеть, мне скучно!
Кто-то из пассажиров не выдержал:
- Молодой человек! А своей бабушке Вы не хотите уступить место? Ехать долго, она старенькая. Вдруг упадет?
Ребенок взглянул исподлобья на говорившего и буркнул:
- Отстань! Я ещё маленький!
- Фу, какой невоспитанный. Что же из тебя вырастет?
Тут вмешалась бабушка:
- Своих воспитывайте, а мой повоспитаннее ваших будет. Он у нас, между прочим, всю таблицу умножения знает и по-английски уже говорит!
Дети - это благодатный материал для обучения и развития. Они жадно впитывают всё новое, особенно то, что поражает их воображение. Часто вспоминаю одну сценку.
Первого января уже наступившего 2012 года вечером, выйдя на празднично украшенную площадь, я наблюдала такую картину: под Новогодней елкой появился Дед Мороз и Снегурочка с большим кульком конфет. Малышня тут же восторженно наперегонки (видимо, натренировавшись накануне) стали читать стишки и петь. Одна девчушка даже с упоением станцевала вприсядку под аплодисменты взрослой публики.
Каждый малыш за свое старание получал конфетку или чупа-чупс. И тут Дед Мороз обратил внимание на стеснительного очаровательного мальчонку лет четырех:
- А ты, мальчик, порадуешь чем-нибудь меня, старика?
Ребенок кивает головой, но мнется. Рядом его родители:
- Ну, Семочка! Ты же знаешь стишки! Много знаешь! Давай про зачика-попрыгайчика Дедушке Морозу расскажешь? Ну, не стесняйся, покажи Дедушке, какой ты у нас умный.
Ребенок еще некоторое время стесняется, по под напором родителей и зрителей, наконец, сдается. Он выходит на шаг вперед и звонким голосом громко декламирует:
Спит Россия-матушка, встретив Новый год…
К вечеру все встанут в новый хоровод!
Здорово всем было до утра резвиться!!!
Просыпайтесь, алкаши!!! Не с кем похмелиться…
Очень показательной стала реакция отца Семочки - сначала он побагровел, а потом звенящим от возмущения голосом бросил жене:
- Ну, знаешь! Я тут с ним месяц не могу выучить «Белеет парус...», а тут твой папашка нам за столом эту пошлось продекламировал и твой сын тут же её запомнил! С первого же раза, даже повторять не пришлось!
Вы когда-нибудь замечали, как некоторые молодые родители ревниво относятся к успехам и достижениям малышей своих знакомых? В зависимости от полученной информации мамы и папы либо впадают в отчаянье, если их карапуз безнадежно отстает от своих сверстников в развитии, либо, наоборот, втайне торжествуют, так как он уже давно опередил их. Родительское тщеславие не имеет границ, но сравнивать развитие своих детей - занятие бессмысленное: все они развиваются разными темпами. Так, например, голливудская актриса Шэрон Стоун довольно сносно разговаривала уже в 10 месяцев, а Исаак Ньютон не мог справиться в школе с простейшими арифметическими задачками, Александр Грибоедов уже в 3 года свободно читал, а великий Томас Эдисон был когда-то отчислен из школы по причине «умственной отсталости»!
Раннее развитие детей - тема неисчерпаемая, которой занимаются специалисты самого разного профиля. Кто-то из них говорит о наследственности и приводит в пример Иоганна Себастьяна Баха с его пятью поколениями десятков музыкально-одаренных предков, а кто-то утверждает, что любого ребенка можно превратить если не в гения, то в одаренную личность, стоит лишь создать вокруг него соответствующую обстановку. Яркий пример - Софья Ковалевская, которая ещё не научившись толком ходить, часами разглядывала стены в своей комнате, обклеенные, за неимением обоев, листами с цифрами, чертежами, математическими формулами.
В любом случае, важно не забывать главное: раннее развитие детей должно быть во благо самим детям, а не во славу их родителей. Однозначно недопустимо, когда тщеславные родители превращают дом в настоящий экспериментальный полигон, муштруя ребенка своими воспитательными подходами и преследуя при этом только одну цель: всех удивить. И какие бы новомодные «Методики раннего развития» ни выбирали для своего малыша прогрессивные родители, следует помнить основное правило любой методики: обучение малыша не должно навязываться ему извне, а должно отвечать его собственным потребностям и способностям.
А «Методик раннего развития» на сегодняшний день накопилось уже немало. Очень интересные методики предлагали Жан Итар, Мисару Ибука, Леонид Китаев, Эдуард Сеген, Рудольф Штайнер, Михаил Трунов, Сесиль Лупан, Джон Хольт, Жанна Китайгородская, Шарлота Мейсон, Борис и Елена Никитины, Мария Монтессори, П.В.Тюленев и десятки других специалистов и просто энтузиастов-подвижников, посвятивших себя детям.
Так, например, по популярнейшей когда-то во всем мире методике россиянина П.В.Тюленева («Читать раньше, чем ходить!») 10-11-месячные малыши без усилия осваивают навыки чтения и письма. По методике Масару Ибука 8-мимесячные малыши увлеченно лепят и рисуют, а популярные «кубики Зайцева» в течение 6-9 месяцев позволяют без труда обучить 2-хлетних детей «беглому» чтению. Обучающая методика Глена Домана направлена не только на интеллектуальное, но и на физическое развитие ребенка: благодаря упражнениям Домана дети уже в 4 месяца начинают ползать и плавать. А в последние годы большую популярность приобрели «развивающие зоны» Марии Монтессори и вся её методика развития детей разного возраста.
"Развивающие зоны" по методике Марии Монтессори
Кстати, что очень существенно: сами авторы этих методик, практически, не используют термин «раннее развитие детей». У них в ходу другое - «своевременное развитие»! Именно так - «своевременное», ведь у каждого ребенка своё время интеллектуальной жажды. И задача родителей: не упустить это время и вовремя помочь ребенку в утолении этой жажды.
Развитие мозга напрямую связано с познавательной активностью, как бы она порой ни пугала родителей. Не стоит каждую минуту твердить ребенку: «Нельзя! Не трогай! Выплюнь - кака!» Мягко отбирая у него «каку» или оттаскивая в спешном порядке от электрической розетки, следует в качестве альтернативы направить исследовательский интерес карапуза в другое, менее опасное русло (как тут не вспомнить о «зонах» Монтессори в детской комнате!).
Мы, взрослые, сами и только сами должны решать, когда развивать малыша, чему его обучать и как воспитывать. Методики методиками, но надо ещё и чувствовать своего ребенка, и не принимать чужие методы воспитания как догму. Тем более, что взгляды и подходы к развитию детей постоянно претерпевают какие-то изменения.
Вспомним: когда-то у многих молодых родителей в разных странах настольной книгой была книга американца Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним». Того самого, который в основу своей методики воспитания впервые заложил принцип личностной свободы малыша с первых лет его жизни и отказ от наказаний в любой их форме. Однако прошли годы, и Спока обвинили в том, что его подходы к воспитанию детей привели к появлению целого поколения беспомощных, невоспитанных и совершенно безответственных людей.
С другой стороны, мы часто говорим, что одним из самых талантливых, трудолюбивых и целеустремленных народов мира являются японцы. Но их «воспитательные традиции» не укладываются в голове большинства европейцев: там, в Японии, до пяти лет ребенку разрешается делать абсолютно все, и ни один взрослый не будет пресекать шалости японского малыша, если только, конечно, это не угрожает его здоровью или жизни. Вы можете себе представить, чтобы ваш 4-5-тилетний ребенок рисовал гвоздем на столе, носился с визгом по дому, ломал игрушки? А у японцев такое поведение малыша не вызовет у старшего поколения ни обморока, ни шока. Зато с 5 до 15 лет японские дети сразу попадают в жесточайшие тиски многочисленных правил, требований и ограничений - как со стороны близких, так и со стороны общества. И честно говоря, как-то даже трудно понять, каким образом при таком подходе к воспитанию формируется одна из самых дисциплинированных (!) наций мира?
Не буду повторять избитой истины о том, что воспитание ребенка начинается ещё в утробе матери и в традициях многих народов этому процессу уделяется особое внимание. Любая мудрая женщина понимает, что отведенные природой на внутриутробное развитие ребенка 9 месяцев - это не 9 месяцев ожидания родов, а 9 месяцев, которые даны родителям для общения с ребенком, взаимного узнавания друг друга, подготовки крохи к «выходу в большой свет». Именно поэтому будущим мамам «нельзя нервничать», следует больше гулять, любоваться красивыми пейзажами, рассматривать красивые картины, слушать красивую музыку, ласково разговаривать с ещё не родившимся малышом и прочее - одним словом передавать через себя своему ребенку самые позитивные эмоции и впечатления.
А вот когда малыш появляется на свет, то тут главное - не опоздать с его развитием, но и не перегнуть палку, отбивая у него навсегда желание учиться, исследовать, познавать мир.
И ещё один, очень важный момент. Интеллектуальное развитие не может быть оторвано от развития физического. Грош цена высокому IQ, если по вашему ребенку можно изучать всю палитру хронических заболеваний. В погоне за результатами в чтении-рисовании и прочем нельзя забывать, что это ребенок и есть предел его физических сил.
Уже хрестоматийной в этом плане стала история «младенца из Любека» (Германия) Кристиана Хейникена, родившегося в феврале 1721 года. В 10-тимесячном возрасте он удивил родителей своей уникальной способностью легко запоминать и повторять слова любой сложности. Родители тут же «подключились» к усиленному развитию его талантов, дабы изумлять публику. И уже в годик Кристиан мог четко и грамотно рассказать (!) об основных событиях из первых пяти книг Библии; в три года он ориентировался во многих вопросах истории, географии, математики, биологии, изучал латынь и французский язык, выступал с лекциями по общим дисциплинам при королевских дворах и… тихо угасал от истощения организма. Не дожив даже до пяти лет, Кристиан умирает со словами: «Боже Иисусе, забери мой дух!»
Детство - это самая счастливая пора в жизни любого человека. Это - время первых открытий и первых достижений. Никто, как дети, не умеет так восторженно принимать этот мир, удивляться любой мелочи и жадно впитывать новые знания. Им нужно лишь немного помочь. Причем занятия с детками раннего возраста открывают широкий простор для творческой фантазии, исследовательского азарта и педагогических талантов и самих родителей тоже.
И, кто знает, может, у кого-то из вас уже эффективно опробована своя собственная воспитательная «Методика раннего развития»?
Что касается меня лично, то в свое время я не изобретала велосипед, а пошла самым простым путем воспитания и развития детей: основной упор был сделан нами с мужем (мы растили деток без помощи бабушек-дедушек, так как он был военным и наша "походная" жизнь проходила "на чемоданах") на собственное поведение.
Не секрет, что дети с малых лет во многом копируют взрослых, подражают им, стараются делать что-то "как папа", "как мама", "как дедушка" и прочее. У ребенка с первых дней откладывается в голове, что надо говорить "Пожалуйста" и "Спасибо", если дома мама с папой говорят это друг другу, что надо желать "Доброе утро" и "Спокойной ночи", что говорить повышенным или раздраженным голосом - это некрасиво, ломать вещи - плохо, а вот что-то починить или сделать своими руками - это хорошо. Видя, как мама или папа, заметив на асфальте дождевого червяка, относят его в траву, чтобы никто случайно не раздавил это существо, ребенок потом не будет азартно пинать голубей во дворе или с восторгом давить жуков у бабушки на даче. Если родители уступают в автобусе место незнакомой старушке, то ребенку не придется объяснять, что стариков надо уважать - он уже это и сам понял.
Второй опорной точкой нашей "системы воспитания" было использование любопытства, так свойственного детям: именно так мы знакомились с "волшебным миром букв и цифр", заглядывали "в гости" к букашкам, слушали "разговор" деревьев , освоили "Кухонное царство" и т.п.
Ну, а совместная "возня" с конструкторами и другими развивающими играми, обязательный активный отдых (велосипед, лыжи, коньки и прочее) были направлены на стимуляцию воображения, развитие моторики и укрепление здоровья. Разумеется, отдельным порядком мы с мужем поощряли те занятия, к которым дети стремились сами, проявляя особый интерес и способности - рисование, лепка, решение головоломок (их сегодня можно увидеть в изобилии в магазинах "Умная игрушка", а тогда нам приходилось мастерить их самим по журналам "Наука и жизнь" и др. - из картона, деревянных плашек и других подручных материалов).
Кстати, кгда мы пришли в школу, с нами оказались детки (почти половина класса!), которых воспитывали по специальным методикам раннего развития. И надо признать, что по скорочтению и уровню математической подготовки многие из них значительно опережали остальных. Но почти все эти детки постепенно сравнялись по успехам в учебе (многие уже к концу первого года) с остальными одноклассниками, и только один мальчик до конца школы демонстрировал очень высокие результаты и познания в математике. Он был по-настоящему талантлив, а уж по какой причине - благодаря наследственности или развивающим методикам - сказать не могу.
Иллюстрации взяты с сайтов:
http://leukotrumper.ru/montessori-v-rossii/ http://spb.spcity-friends.ru/tovar/kubiki-golovolomka-geometriya-11922378 http://kazan-me.ru/kazan/razvivajushhij-konstruktor-funny-bricks-dla-detej-66307.phtml