Jul 11, 2007 22:50
Небольшие отрывки из книги Адольфа Гуггенбюль-Крейга "Благо сатаны. Парадоксы психологии".
Глава "Зловещий отец - здоровые дети":
Классическая мифология предоставляет нам множество примеров отцов-мучителей, отцов-убийц. Хронос пожрал своих детей, Деметру, Гадеса, Геру и Зевса, боясь, что они лишат его власти, займут его место. Отец Хроноса, Уран, низверг своих детей в глубины ада, в Тартар. Тантал подал на стол богам своего сына Пелопа. И даже славный библейский прародитель Авраам проявил готовность принести в жертву Господу свое чадо, своего первенца - Исаака.
Значение образа отца-убийцы в мифологии равноценно по важности значению образа отца любвеобильного и заботливого. Например, в мифологии, созданной Фрейдом, центральное место отводится отцу-разрушителю.
Если согласиться с мыслью о том, что мифологическую историю символически иллюстрируют архетипы, то придется признать, что в образе отца присутствует немало зловещих, а подчас даже преступных, кровожадных аспектов.
Отец - фигура архетипическая: с одной стороны, он защищает, учит, направляет, руководит, любит и заботится, с другой - стремится умертвить, разрушить, унизить и даже кастрировать; в гневе своем он непредсказуем. Все эти черты воплощает конкретный отец, являясь своего рода воплощением архетипа. Отцовские чувства мужчины - это любовь, нежность, забота наряду с деструктивными стремлениями по отношению к детям. Подобные чувства активизируются, к примеру, когда младенец начинает кричать посреди ночи или не слушается родителей. Как правило, мы стыдимся таких негативных эмоций. Неожиданные вспышки архаичных, негативных чувств удивляют современного человека, но они играют важную роль в жестоком обращении с детьми.
Современная психологическая мифология трактует разрушительные отцовские чувства как проклятие, свидетельство незрелости, инфантильности или как следствие травмы, полученной в младенчестве. Решающее значение для психологического развития индивида имеет полноценное проживание архетипов, воплощенных как в окружающих его людях, так и в воображаемых образах и эмоциях. Что же касается отцовского архетипа, то речь здесь идет не о фантазиях, а прежде всего о реальных отношениях с отцом.
Многим детям выпадает счастье иметь отца, который выражает как зловещие, так и нежные черты архетипа. Однако, некоторым детям приходится жить с отцом, имеющим склонность к агрессии, которую "подогревает" то обстоятельство, что физически он сильнее. Однобокость отцовского образа, вне зависимости от его склонности только к насилию или только к заботе, оставляет пробел в развитии ребенка, пробел тем более значительный, если отец вообще не способен на проявление хоть сколько-нибудь определенной агрессии или нежности, присущих данному архетипу. В наихудшем случае отец вовсе отсутствует. Парадокс заключается в том, что различие между деструктивным и позитивным аспектами в приложении к образу отца значения не имеет. Для ребенка важна конфронтация хотя бы с одним из аспектов отцовского архетипа, который олицетворяет отец.
Скажите честно, а вы боялись хоть иногда своего отца?
страхи,
родители и дети,
психология,
вопрос,
опрос,
книги