В моей сегодняшней френдленте в двух местах идут дискуссии по гендерным вопросам.
И вдруг натыкаюсь на такой замечательный пост моей московской коллеги:
http://llynden.livejournal.com/393600.html Вдогонку после сегодняшних посиделок
Сегодня до меня доехал-таки, несмотря на дождь, Вадим vinichenko . Говорили о прошедших семинаре и конференции, а в конце задумались о специфике русской культуры, в которую так мощно мы уперлись на семинаре по работе с сообществами.
Пара идей: русская культура - двуслойная. С момента введения письменности население разделилось на две группы: грамотное меньшинство, думающее и живущее в традициях культуры, обладающей письменностью, и подавляющее большинство, живущее в устной культурной традиции. Два этих слоя сосуществовали, но граница между ними была достаточно четкой - до революции и ликбеза. Характерный пример подобного сосуществования - "высокое богословие" в православии и параллельно с этим - близкие к языческим народные поверья, тоже в рамках православия же.
После ликбеза двуслойность культуры сохранилась, но иначе. Письменные заявления правительства, письменная идеология составила внешний слой формального "фэйка", своего рода "потемкинские деревни", в то время как устная культура продолжала существовать в виде пословиц и поговорок, анекдотов, "блатных" песен и пр. Максимального разрыва "фэйк" и второй слой "разговоров на кухне" достиг в годы застоя. Под формальной культурой находится сеть ключевых фраз из анекдотов, цитат из книг, фильмов и пр., которые служат в качестве "квантификаторов ситуаций", помогающих определить, как следует понимать происходящее. "Жопа есть, а слова нету".
Интересно, как это можно применить для работы в нарративном подходе и создания культурно-специфичных русских нарративных практик. Про пословицы, поговорки и анекдоты есть определенные идеи.
Вторая идея - это про то, что феминизм англоязычной культуры возможен при условиях демократии (в смысле, когда протестные выступления меньшинства действительно окажут на что-то влияние) и патриархальности достаточно грубой, когда женщина действительно воспринимается как скот, бесправная собственность мужчины. Но у нас, в стране, где не прошло еще и 150 лет с момента отмены крепостного права, мужчины в той же степени скот и бесправная собственность власть предержащих, как и женщины. Есдли вспомнить еще, что крепостных мужчин отдавали в солдаты на 25 лет, а хозяйство держалось на женщине-в-сообществе и не разваливалось в общем-то, то неудивительно, что у наших женщин есть тихое спокойное убеждение, что мужчины необходимы для очень небольшого количества дел, а в остальном женщины могут справиться и сами. Гибель и эмиграция "лучших образцов" мужчин с 1914 по 1945 и далее год только дополнила ситуацию. Проблема не в том, что у нас женщины не имеют прав и достаточного признания, проблема, имхо, в неумении женщин и мужчин сотрудничать друг с другом. По моим наблюдениям, у нас женщины, если хотят что-то сделать, чаще организуют партнерство с другими женщинами, а не с мужчинами.