Иметь значит быть

May 30, 2007 23:40

Читаю книгу Анны Фенько "Люди и деньги. Очерки психологии потребления" (М.,"Класс",2005).

Отрывки из второй главы:

Человек упорядочивает мир вокруг себя и конструирует собственную идентичность посредством вещей - создавая их и взаимодействуя с ними. Вот что пишет, например, Ханна Арендт, вовсе не являющаяся сторонницей консумеризма, в своей книге "Vita activa, или О деятельной жизни":

"Вещи мира имеют задачу стабилизировать человеческую жизнь; их "объективность" заключается в том, что всесметающей изменчивости естественной жизни...они придают человеческую тождественность, идентичность, следующую из того, что тот же самый стул и тот же самый стол с неизменной надежностью встречают вечно меняющегося человека. Иными словами, то, что противостоит субъективности человека, есть объективность, предметность созданного им же самим мира, а не возвышенное равнодушие природы... Без воздвижения такого мира между человеком и природой царила бы вечная подвижность, но не было ни предметности, ни объективности" (СПб., Алетейя, 2000).

Таким образом, вещи, которые нас окружают, - это не просто инструменты, которые мы используем, а затем бросаем по своей прихоти. Они составляют каркас нашего опыта, упорядочивают наше "Я", которое без них осталось бы бесформенным.

Вещи вносят свой вклад в культивирование души, они помогают упорядочить сознание как отдельного человека, так и социальных групп и культурных сообществ.
Люди определяются тем, что они ценят, чем обладают и что используют.

Еще в конце ХIХ века Уильям Джеймс дал следующее определение личности:

"В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, лошади, его яхта и капиталы".

Доказать, что имущество действительно воспринимается как часть личности, можно достаточно наглядно, лишив человека его личных вещей. Это регулярно происходит в больницах, тюрьмах, домах престарелых, школах-интернатах, монастырях, казармах и концлагерях. Во всех этих учреждениях у людей, как правило, первым делом отбирают их деньги, одежду, а иногда даже их имя. Взамен им обычно выдается стандартная форменная одежда и столь же стандартные предметы гигиены. Их тела также подвергаются некоторой стандартизации - например, короткой стрижке, санобработке. Целью всех этих процедур является разрушение старой идентичности, чувства собственной уникальности и индивидуального самосознания и формирование новой идентичности - чувства принадлежности к группе точно также одетых и подстриженных людей.

Если обладание вещами призвано укрепить нашу идентичность, которой угрожает уничтожение и распад, то избавление от ставших ненужными вещей, как правило, сопровождает переломные моменты жизни, когда мы сбрасываем прежнюю идентичность, как старую кожу. К таким жизненным событиям относятся окончание школы или института, женитьба, переход на новую работу, развод, переезд, выход на пенсию.

Мы вынуждены избавляться от старых вещей и в тех случаях, когда они больше не удовлетворяют нашим представлениям об идеальном "Я". Это случается либо когда изменяется само идеальное "Я", либо когда образ объекта больше не удовлетворяет представлению об идеальном "Я".

Вот такой текст. Я сижу и рассматриваю вещи, которые меня окружают. Они - часть моей идентичности.

деньги, идентичность, книги

Previous post Next post
Up