Конец года был отмечен осмыслением темы гламура. Свои размышления представили популярные авторы:
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/374076.html http://krylov.livejournal.com/1404527.html http://www.bg.ru/article?id=6273 http://corpuscula.livejournal.com/845570.html Двенадцать страниц гламуру посвятил иллюстрированный журнал «Всё ясно» (№ 11 за уходящий год). Материал называется «Как стать богом». Вот отрывки:
«Вы и не заметили, как родилась новая религия. Имя ей - гламур В ней сформулированы представления современного человека о рае. В отличие от старых религий, эта обещает блаженство уже на земле. Начавшись с моды, новый стиль захватил кинематограф, архитектуру, дизайн, кулинарию - практически все области бытия. Внутренний конформизм гламура позволяет ему успешно бороться с самыми влиятельными религиями. Культ красоты - единственное, что светская цивилизация может противопоставить религиозному фундаментализму. Перед соблазнами роскоши не в силах устоять даже твердыня ислама.
Тем не менее, оппозиция гламуру существовала всегда. Сегодня она влиятельнее, чем когда-либо. Культ роскоши критикуют философы, «зеленые», левые, священнослужители, простые обыватели».
Но особенно яростно гламур критикуют те, кто просто не может себе позволить этот гламур. Они претендуют на монополизацию «дискурса». Стремление монополизировать «духовность» (мне, к сожалению, не очень понятно, что означает это слово), дает резкий всплеск после выхода очередной книжки типа «Духless». Ведь так легко пережить триумф своей «духовности» на фоне картин показного потребления и наркотического дурмана! Какое глубокое чувство злорадства можно пережить, читая описания разочарований и катастроф, переживаемых гламурными столичными менеджерами! Причем без серьезных финансовых затрат.
Диалектическую связь между гламуром и дискурсом изящно сплел В.Пелевин в своей книге «Ампир В». Обучая юного вампира, «учителя» говорят об особой форме духовности - «вамподуховности». Имеется в виду «престижное потребление напоказ в области духа». «В практическом плане вамподуховность сводилась к демонстрации доступа к древним духовным традициям в зоне их максимальной закрытости: в реестр входили фотосессии с далай-ламой, документально заверенные знакомства с суфийскими шейхами и латиноамериканскими шаманами, ночные вертолетные визиты на Афон и т.д.
Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
Меняться будет только конкретный тип потребления… Это может быть потребление вещей, впечатлений, культурных объектов, книг, концепций, состояний ума и так далее».
«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты», - а это размышления юного вампира.
«Учителя»: «Дискурс - это мерцающая игра бессодержательных смыслов, которые получаются из гламура при его долгом томлении на огне черной зависти. А гламур - это переливающаяся игра беспредметных образов, которые получаются из дискурса при его выпаривании на огне сексуального возбуждения.
Гламур - это дискурс тела. А дискурс - это гламур духа… На стыке этих понятий возникает вся современная культура».
Каково?