Nov 04, 2011 20:28
Давно хотела прочитать книгу Юлии Чернявской "Белорусы. От "тутэйшых" - к нации". И вот в моем окружении нашелся владелец этой книги. Прочитала. Да. Многое совпало с моими представлениями. Что-то стало конкретнее и точнее. Автор анализирует этнический самообраз традиционного белоруса, опираясь на материал социально-бытовых сказок. Как выглядит белорус-крестьянин в самоописании? Первое - минимализация требований к жизни, стремление быть "як усе", фатализм, смирение со своей долей, "тихость", страх перед переменами, в том числе перед переменами к лучшему. "Закономерно только выстраданное. В сердце Мужика всегда живет надежда: чем больше невзгод обрушится на него, тем более возможным становится будущее благоденствие, понимаемое, впрочем, весьма скромно." Хитрость, пассивный саботаж,"окольный путь" - средства добиваться желаемого и противостоять давлению богатых и статусных лиц. Обман и кража недопустимы по отношению к соседу и поощряются в отношении к "чужому".
И есть такие характерологические черты белорусов (и любого другого крестьянского этноса) как скупость, завистливость и неблагодарность. Неблагодарность могла принимать трагические формы.
"В "революционные периоды" крестьяне зверски расправлялись с панами. Весьма характерный пример - судьба столь известного деятеля, как Роман Скирмунт. Мало кто среди белорусских помещиков сделал столько добра своим крестьянам, как он. Тем не менее, 7 октября 1939 года, после прихода "красных", они отвели его в лес и расстреляли, а потом булыжниками добили тяжело раненого 70-летнего человека".
И когда меня журналисты спросят в очередной раз, почему белорусы терпят, почему не выходят на улицы, почему так жестоко белорусы избивают белорусов, я буду просто отсылать их к данной книге или даже к самим белорусским сказкам. Там есть ответы на эти вопросы.
историческое,
антропологическое,
Беларусь,
чтение,
книги