Печальные страницы истории

Nov 11, 2009 13:53

9 ноября праздновалось 20-летие падения Берлинской стены. Но это не единственная драматическая страница в истории Западного Берлина.
Была и еще одна. Это блокада Западного Берлина (21 июня 1948 - 11 мая 1949), осуществленная СССР.

Советские историки обосновывали блокаду тем, что в июне 1948 г. западные союзники провели в одностороннем порядке денежную реформу в своей зоне оккупации, отменив деньги старого образца (см. немецкая марка и марка ГДР). Они утверждают что из-за этого денежная масса старых рейхсмарок хлынула в Восточную Германию, что вынудило советские оккупационные власти закрыть границы, полностью блокировав тем самым и Западный Берлин, находившийся внутри зоны советской оккупации. Одновременно Сталин использовал ситуацию этой блокады либо в целях захвата всей столицы Германии, либо имея цель добиться значительных уступок со стороны США.

В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал чтобы все поезда идущие в Берлин из западных зон подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня - по «техническим причинам» - железнодорожное сообщение.

Ещё в ночь с 23 на 24 июня 1948 года была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.

Однако западными союзниками был организован эффективный воздушный мост, по которому американская и британская транспортная авиация снабжала блокированный город. Блокада продолжалась без малого год и была снята только после того, как США, Великобритания и Франция доказали возможность полноценно снабжать город по воздуху.

Запуск воздушного моста

Первый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня. Транспортным самолётом, загруженным картофелем, управлял американский пилот гражданской авиации Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолёт США, положивший начало операции «Vittles»(«Провиант»). Операция британских ВВС под названием «Plain Fare» стартовала двумя днями позже. Сначала американцы запустили по воздушному мосту небольшие самолёты C-47 «Скайтрэйн». Позднее стали использоваться и другие модели.

Вскоре стало очевидно, что существовавшая транспортная система воздушного моста, включая самолёты, взлётно-посадочные полосы, техническое обслуживание, разгрузку и планирование маршрутов не в силах справиться с таким увеличением объёма перевозок.

Оптимизация работы воздушного моста

Первоначально планировавшийся объём ежедневных поставок грузов в Берлин составлял 750 тонн. Однако благодаря реорганизации, проведённой генералом Уильямом Х. Таннером, уже с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось более 2 000 тонн грузов. 15-16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за 24 часа было совершено 1 398 рейсов и перевезено 12 849 тонн грузов. Помимо продовольствия (сухое молоко, порошковое картофельное пюре и мука) на самолётах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, а также бензин, медикаменты и другие необходимые городу предметы.

Такие большие объёмы грузоперевозок стали возможны только благодаря чётко продуманной системе: три воздушных коридора использовались в одностороннем движении: самолёты прибывали в Берлин по северному (из Гамбурга) и южному (из Франкфурта-на-Майне) коридорам, а возвращались по центральному (в Ганновер). В полёте по коридору самолёты занимали пять уровней. Каждому пилоту предоставлялась только одна попытка посадки. Если она не удавалась, самолёт вместе со всем грузом отправлялся обратно. Благодаря этой системе самолёты в Берлине садились каждые три минуты. Пребывание самолёта на земле было сокращено с 75 до 30 минут.

Помимо британцев и американцев в работе берлинского воздушного моста приняли участие пилоты из Австралии, Новой Зеландии, Канады и Южной Африки. Франция не участвовала в воздушном мосте, поскольку её ВВС были заняты в Индокитайской войне. Для снабжения собственных гарнизонов французы даже использовали Юнкерсы Ю 52. Франция дала согласие на строительство в своём секторе нового аэропорта Тегель, которое было завершено в рекордные сроки - за 90 дней. Для этого французы даже взорвали мешавшую посадке самолётов мачту берлинской радиостанции «Berliner Rundfunk», находившейся в ведении советской администрации, что привело к дальнейшим осложнениям в отношениях.

Закрытие моста

Блокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 года в 00.01, и снабжение Берлина по земле и воде было восстановлено.

С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами США), которые составили 1,44 млн тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене, названной позднее в честь первого бургомистра Западного Берлина Эрнста Рейтера. Продовольствие в целях экономии веса поставлялось в порошках.

По воздушному мосту доставлялись только самые необходимые предметы потребления. Качество снабжения населения в это время было хуже времён войны. Вследствие недостаточного топливного обеспечения, истощения населения вследствие плохого питания и дефицита медикаментов зимой 1948-1949 годов резко выросли показатели инфекционной заболеваемости и смертности.

Жертвы берлинского воздушного моста

В ходе почти 278 тысяч рейсов произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом, в которых погиб 41 британец, 31 американец и не менее 6 немцев.

Памятники

О событиях 1948-1949 годов в Берлине напоминает установленный в 1951 году на площади Воздушного моста в берлинском аэропорту Темпельхоф памятник жертвам воздушного моста, созданный Эдуардом Людвигом. Аналогичные памятники были позднее установлены в аэропорту Франкфурта и на военном аэродроме в Целле.

печальное, Берлин, Германия

Previous post Next post
Up