Путь паломника

Oct 29, 2009 22:05

Про Путь в Сантьяго-де-Компостела я узнала не так давно, незадолго до поездки во Францию. Совершенно случайно на канале National Geographic наткнулась на фильм о молодом испанском музыканте, который со своей гитарой отправился по Пути Св. Якова из голландского города Харлем в испанский город Сантьяго-де-Компостела. В исходной точке маршрута (таких маршрутов несколько - из разных стран), надо получить паспорт паломника, а затем делать отметки в храмах по маршруту. Для этого надо искать специальные знаки:




Этот знак я обнаружила на площади перед собором Нотр Дам во французском городе Шартр. Там указано расстояние до конечной точки маршрута, а также видны символы - ракушка и паломник с посохом, к которому прикреплена емкость для воды, сделанная из тыквы.



Паломничество - путешествие к "святым местам", вызванное тем, что молитва здесь считается в ряде христианских церквей более действенной. Как правило, святыни находятся в горах или трудно доступных местах, и путь туда осложняется множеством опасностей, проходя через которые паломник получает совершенно незабываемое духовное переживание. Термин "паломничество" происходит от латинского слова Palma (пальма), потому что первые христианские паломники из путешествия в Иерусалим к Гробу Господню привозили пальмовые ветви. В русском языке это слово приобрело универсальный характер, так как в каждой из существующих сегодня религий есть священные места, к которым стекаются толпы верующих людей. Особо почитаемые святилища или монастыри есть в Китае, Индии и Японии. На сегодняшний день самыми известными местами духовного паломничества являются Иерусалим и Мекка.

Три великих пути паломничества в средневековом христианстве вели в Иерусалим, Рим и Сантьяго де Компостелу. Самым ранним из них является паломничество в Иерусалим. Благочестивые христиане, озабоченные сознанием своей греховности, полагали, что достигнув Святой Земли и пройдя по пути Христа, они возродят свою жизнь. Рим привлекал множество паломников, как столица Империи и место мученичества многих почитаемых святых, и в их числе апостолов Петра и Павла. И хотя паломничество всегда считалось делом добровольным, к 9 веку его начинают считать также и высшей формой покаяния, средством очиститься от грехов и получить их полное отпущение. Примерно к этому времени относится возникновение паломничества в Сантьяго де Компостела.

В 813 году некий отшельник Пелагий (Пелайо) получил откровение об обретении мощей апостола Иакова, сына Зеведеева, обезглавленного в Иерусалиме около 43 года по приказу Ирода Агриппы. По древней традиции считалось, что Святой Иаков проповедовал в Испании, и после его мученической кончины его останки были привезены на лодке в Испанию его учениками и погребены на западном побережье в Галисии. Легенда гласит, что через несколько дней после видения Пелайо пастухи увидели на небе звезду, которая остановилась над местом, где и был обнаружен саркофаг с телом Апостола. Поэтому поселение Компостела, которое возникло на этом месте, берет свое название от латинского "Campus Stella" - что переводится как "Поле Звезды". После того как епископ Теодомиро признал найденные останки подлинными, к ним по легенде приходил поклониться даже Карл Великий1. Новость об обретении мощей Святого Апостола быстро распространилась по всему христианскому миру, и в Галисию отправились тысячи паломников, поклониться апостолу. Первым паломником, чье имя нам известно, был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле Пюи, он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950-51 годов. Идея паломничества в Сантьяго базировалась не только на посещении святых мощей, но была связана с легендой о Карле Великом и Роланде, а также мистическим образом была объединена с Млечным путем, который ведет к Finis Terrae (краю земли). Паломники ориентировались по звездам, поэтому иногда этот путь называют "Дорогой Звезд", по аналогии с названием города Компостела.

Новое паломничество получило статус великого, после того как папа Каликст (1159-1181) установил полное прощение грехов всем паломникам, прибывшим в Сантьяго в Святой Год или Год Юбилея Иакова, который традиционно отмечается, когда 25 июля (День памяти Иакова) приходится на воскресенье. "Святое путешествие" в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, Жан де Бриенн (король Иерусалима), святой Франциск Ассизский, фламандский художник Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II и миллионы безвестных паломников, которые шли по этому пути в течение девяти столетий и которые отправляются в паломничество в наши дни.

На сегодняшний день выпущено огромное количество книг, посвященных данному паломничеству, но не в религиозном контексте, а культурно-историческом. Как мне представляется, было бы очень интересно сравнить средневековое паломничество и его современный вариант, как изменились приоритеты паломников, в чем сходство и различие средневековых и современных путеводителей для пилигримов.

Самая ранняя версия "Гида для паломников" приписывается папе Калликсту. Эта книга входит в так называемый Codex Callixtinus, написанный примерно в 1130-1170 годы. Ученые не пришли к единому мнению в определении авторства "Гида"2. Человек, писавший "Гид" и действительно совершивший паломничество в Сантьяго, скорее всего, был жителем провинции Пуату, имел достаточное количество денег, чтобы путешествовать верхом, и был хорошо образован. Современные путеводители для туристов во многом повторяют структуру "Гида". Хотя книги для путешественников писались и до 12 века, но основу их составляло описание местности, и если книги были про паломничество, например в Иерусалим, то главное место занимали жития святых. Наш "Гид" изобилует мельчайшими подробностями в описании быта и языка других провинций. Главы, посвященные качеству воды, и описание земель и людей на этой дороге, придают не только особый колорит повествованию, но и содержат сугубо практическую информацию, которой не было раньше в книгах подобного рода.

Сегодня паломник также экипирован современным путеводителем, но в его списке обязательных мест для посещения акценты больше сдвинуты в сторону искусства. Идея составителей представить в путеводителях те памятники, которые мог видеть средневековый паломник; но редко упоминаются те святыни, поклониться которым шел средневековый пилигрим. Получается очень интересная ситуация: если город достаточно большой, как, например, Пуатье, то описание достопримечательностей начинаются с самых ценных, по мнению искусствоведов. Самые известные памятники романского искусства в Пуатье - это церкви Нотр-Дам-ля-Гранд, Сен-Редегонд и баптистерий Сен-Жан, которые знамениты своей скульптурой и фресками. В то время как "Гид" 12 века нам советует в городе Пуатье "посетить священные мощи блаженного Илария, епископа и исповедника". Таким образом, сегодня Сен-Илер-ля-Гранд самая большая романская базилика в Пуатье стоит совершенно пустая, в то время как толпы паломников-туристов осаждают упомянутые в современных путеводителях памятники.

Путь Святого Иакова занесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. Памятником является сама дорога, которая почти не изменилась с 9 века, когда королем Наварры Санчо Старшим и Альфонсом VI Леонским был утвержден план "Французского паломнического пути". Только сегодня дорога стала немного более комфортной как для пеших паломников, так и для тех, кто путешествует на велосипеде. Так же следует заметить, что благодаря приходскому священнику из О Себреро дону Элиасу Санпедро, на всем пути поставлены специальные указатели, на которых изображены звезда с расходящимися лучами в форме раковины. Сегодня для участия в паломничестве совершенно не обязательно быть верующим человеком, поэтому по пути Святого Иакова из самых разных стран отправляются миллионы людей, возраст которых колеблется от 17 до 70 лет, чтобы получить сильные эстетические впечатления и одновременно испытать физические нагрузки.

В этой связи современное паломничество в Сантьяго де Компостела стало явлением уникальным, потому что для большинства паломников главным в нем является сам путь, который желательно пройти пешком, а отнюдь не посещение гробницы Святого Иакова. Такой вид паломничество в Сантьяго приобрело, начиная с середины 19 века, после почти 300-летнего забвения, когда по этому пути отправились историки и искусствоведы, которые как бы заново открыли сокровища романского искусства монастыри и великолепные базилики, богато украшенные скульптурой, часто находящиеся в труднодоступных местах. На официальном сайте, посвященном паломничеству в Сантьяго, есть раздел, в котором каждый человек совершивший "святое путешествие", может рассказать о том, почему он пошел в паломничество и описать свои впечатления. Оказывается, для большинства это самый дешевый вид отдыха, хороший способ узнать страну и познакомиться с интересными людьми.

Чтобы получить сертификат или "Компостелу", подтверждающий факт паломничества, нужно обязательно зарегистрироваться в одной из церквей на пути, и пройти пешком минимум 100 км, если же человек путешествует на лошади или муле, то минимальный километраж 150 км, для велосипедистов желательно покрыть 300 км.

Кстати, следующий год - 2010, как раз год Юбилея Иакова, когда прощаются все грехи.

Собирая информацию о Пути, я нашла даже сообщество в ЖЖ: ru_camino
и сайт:http://www.caminosantiago.ru/home/index.html

Я знаю, что минимально необходимые для светского паломника 100 км я пройду, и обувь подходящая есть.

путешествия, мечты

Previous post Next post
Up