Часть 2
НАРУШЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
(Ущербность внутренних границ, безответственность, неспособность поставить перед собой долгосрочные цели приводит к неспособности уважать права окружающих, сотрудничать с ними, сдерживать свои обещания и достигать собственных реалистичных целей. Типичная семейная атмосфера характеризуется вседозволенностью, попустительством, недостаточным руководством или ощущением превосходства вместо здоровой конфронтации, дисциплины, установления границ ответственности, взаимного общения и постановки задач. В отдельных случаях ребенка не приучают к нормальным уровням дискомфорта или не обеспечивают достаточного руководства или наблюдения.)
10. Избранность/превосходство
Убежденность пациента в своем превосходстве над другими людьми; в обладании особыми правами и привилегиями; необязательности для себя правил взаимности, которыми обычно руководствуются люди при общении. Часто включает уверенность в необходимости и возможности удовлетворять свои желания независимо от реальных обстоятельств, мнения окружающих или их затрат; чрезмерное внимание к внешним признакам превосходства (например, принадлежность к наиболее успешным, знаменитым и богатым - с целью обретения власти и контроля, а не для привлечения внимания или получения одобрения). Иногда включает чрезмерное стремление конкурировать или доминировать над другими: проявление власти или навязывание своей точки зрения, контроль за поведением окружающих, которые обязательно должны соответствовать желаниям пациента - без эмпатии или заботы об их потребностях или чувствах.
11. Недостаточный самоконтроль/самодисциплина
Устойчивые затруднения или нежелание контролировать себя и низкая фрустрационная толерантность при достижении личных целей, или неспособность ограничивать выражение своих эмоций, импульсов. В менее выраженных случаях пациент преувеличенно избегает дискомфорта: боли, конфликтов, конфронтации, ответственности или перенапряжения - ценой личных достижений, выполнения своих обязательств или личностной целостности.
СВЕРХОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ВОВНЕ
(Чрезмерное внимание к желаниям, чувствам и реакциям окружающих в ущерб собственным потребностям, чтобы добиться любви и одобрения, поддержать в себе ощущение связи с окружающими или избежать возмездия. Обычно включает подавление или недостаточное осознание собственного гнева и естественных склонностей. Как правило, отношения в семье основаны на условном принятии: дети должны подавлять важные аспекты своего «я», чтобы заслужить любовь, внимание и одобрение. Во многих подобных семьях эмоциональные потребности и желания родителей - или социальное принятие и статус - ставятся выше уникальных потребностей и чувств ребенка.)
12. Подчинение
Избыточная вынужденная передача контроля над своими действиями другим людям - обычно во избежание гнева, возмездия или заброшенности. Две основные формы подчинения:
а) подчинение потребностей: подавление собственных предпочтений, решений
и желаний;
б) подчинение эмоций: подавление эмоциональных проявлений, особенно гнева.
Обычно включает представление пациента о том, что его собственные желания, мнения
и чувства не представляют интереса для окружающих. Часто проявляется как избыточное послушание в сочетании с ощущением, что попал в ловушку. Обычно приводит к накоплению гнева, проявляющегося в симптоматике нарушенной адаптации (например,
пассивно-агрессивное поведение, неконтролируемые вспышки ярости, психосоматические симптомы, уклонение от проявлений симпатии, «отыгрывание», злоупотребление
психоактивными веществами).
13. Жертвенность
Чрезмерная добровольная озабоченность тем, чтобы удовлетворять потребности других людей в повседневной жизни, в ущерб собственным интересам. Наиболее распространенные причины такого поведения - нежелание причинить боль окружающим, избегание чувства вины за свой эгоизм или поддержание связи с нуждающимися, по субъективным представлениям пациента, людьми. Часто проистекает от повышенной восприимчивости к боли других людей. Иногда ведет к ощущению неполного удовлетворения собственных потребностей и обиде на тех, о ком пациент заботится. (Пересекается с концепцией созависимости.)
14. Потребность в одобрении/признании
Чрезмерное стремление получить одобрение, признание или внимание от других людей или желание любыми средствами обеспечить собственную безопасность. Самоуважение преимущественно зависит от реакции окружающих, а не от собственных естественных склонностей. Иногда имеет место избыточное внимание к своей внешности, стремление к социальному принятию, материальному благополучию и достижениям - как способам заслужить одобрение, вызвать восхищение или привлечь внимание (а не ради собственно власти). Часто ведет к принятию важных жизненных решений, которые не отвечают чаяниям или не удовлетворяют человека, или же к повышенной восприимчивости к отвержению.
СВЕРХБДИТЕЛЬНОСТЬ И ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ
(Чрезмерное подавление собственных спонтанных чувств, импульсов и решений или стремление соответствовать жестким, интернализованным правилам и ожиданиям о функционировании и этичном поведении - часто в ущерб удовольствию, отдыху, самовыражению, близким отношениям и здоровью. Как правило, в родительской семье проявляется суровость, требовательность с оттенком обвинения: исполнение своих обязанностей, долг, перфекционизм, соблюдение правил, сокрытие эмоций, избегание ошибок превалируют над удовольствием, радостью и отдыхом. Это признаки скрытой склонности к пессимизму и беспокойству, которая становится очевидной, если индивиду не удается проявить бдительность и осторожность.)
15. Негативизм/пессимизм
Навязчивая стойкая концентрация внимания на негативных аспектах жизни (боль, смерть, утрата, разочарование, конфликт, вина, обида, неразрешенные проблемы, возможные ошибки, предательство, потенциальные неприятности и т. д.) на фоне преуменьшения значения позитивных или вселяющих оптимизм аспектов. Обычно включает завышенные ожидания - в широком спектре ситуаций, связанных с работой, финансами и межличностным взаимодействием, - что дела, в конце концов, пойдут плохо или же успехи непременно обернутся неудачами.
Как правило, имеет место необычайный страх допустить ошибку, которая приведет к финансовому краху, утрате, унижению или попаданию в проблемную ситуацию. В связи с преувеличением вероятности возможных негативных исходов эти пациенты часто склонны к беспокойству, бдительности, жалобам и нерешительности.
16. Подавление эмоций
Избыточное подавление спонтанных действий, чувств или стремления к общению - обычно во избежание неодобрения со стороны других людей, чувства стыда или утраты контроля над собственными импульсами.
Наиболее распространенные сферы подавления включают:
а) подавление гнева и агрессии;
б) подавление позитивных импульсов (например, радости, симпатии, сексуального
возбуждения, игривости);
в) неумение дать знать другим людям о своих слабых сторонах или свободно выразить свои чувства, потребности и др.;
г) избыточная рациональность в ущерб эмоциям.
17. Жесткие стандарты/чрезмерная критичность
В основе лежит убеждение в том, что должно соответствовать высоким интернализованным стандартам поведения и функционирования, обычно во избежание критики. Со временем приводит к чувству напряженности, невозможности остановиться; к повышенной требовательности к себе и другим. Обязательно включает серьезные нарушения в сфере получения удовольствия, неумение расслабиться, сохранить здоровье, поддерживать самооценку; отсутствие чувства удовлетворенности своими достижениями или взаимоотношениями с другими людьми.
Жесткие стандарты обычно проявляются в следующем:
а) перфекционизм, необычайное внимание к деталям, недооценка высокого качества своего функционирования по сравнению с нормой;
б) жесткие правила и «долженствование» во многих сферах жизни, включая нереалистично высокую мораль, этические, культурные или религиозные убеждения;
в) озабоченность рациональным расходованием времени и высокой эффективностью деятельности, чтобы достичь возможно большего.
18. Пунитивность
Убеждение, что за ошибки следует жестоко наказывать. Включает склонность к проявлениям гнева, нетерпимости и нетерпения, стремление винить людей (включая себя), которые не отвечают ожиданиям или стандартам пациента. Обычно предполагает невозможность прощать ошибки себе или другим, что связано с нежеланием принимать в расчет обстоятельства, людское несовершенство или власть эмоций.
Согласно Янгу, дети научаются конструировать реальность посредством ранних переживаний своего взаимодействия с окружающей действительностью, особенно со значимыми другими. Иногда эти ранние переживания ведут к принятию установок и убеждений, которые впоследствии оказываются неадаптивными. Например, у ребенка может развиться схема, вызывающая мысль о том, что все его действия недостаточно хороши. Эти схемы обычно не осознаются и могут никак не проявляться вплоть до конкретного жизненного события (например, увольнения с работы), которое активизирует схему. С этого момента пациент классифицирует, отбирает и кодирует информацию таким образом, чтобы поддерживать схему несостоятельности. Ранние неадаптивные схемы, следовательно, предрасполагают страдающих, к примеру, депрессией пациентов к характерному искажению событий, что позволяет им быть низкого мнения о себе, своем окружении и строить негативные прогнозы на будущее.
Ранние неадаптивные схемы имеют несколько отличительных особенностей:
1) они воспринимаются как фактические знания о себе и окружающей действительности;
2) сами себя поддерживают и устойчивы к изменениям;
3) дисфункциональны;
4) часто активизируются внешними факторами (типа потери работы или близкого человека);
5) в активном состоянии связаны с высоким уровнем аффекта;
6) обычно возникают в результате взаимодействия присущего ребенку темперамента с дисфункциональными переживаниями в процессе развития от общения с членами семьи или осуществляющими уход за ребенком лицами (Young, 1999).
В фокусе когнитивной психотерапии находится изменение мышления. Эти изменения достижимы несколькими способами: посредством поведенческих экспериментов, логических рассуждений, изучения фактов, решения задач, проигрывания ролей и мысленного реструктурирования и др.