К 9 мая 1945 моя мама, 5 лет от роду, ходила сама в магазин, в соседний посёлок за керосином (преодолевая страх - дорога была через лес) и присматривала за двумя младшими сёстрами целыми днями - родители, военные медики, почти круглосуточно были в госпитале. Утром она за распашонки стягивала их на пол, сажала на горшок и кормила. Потом волоком затягивала обратно на диван.
И всю войну ей ужасно хотелось конфет. До дрожи, как может хотеть конфет только ребёнок. И ей говорили:"война закончится и будут тебе конфеты". И она ждала.
А 9 мая, когда объявили о победе, она схватила авоську и побежала в магазин, под предлогом "за хлебом".
А в магазине ничего не изменилось - конфеты не появились. И она всю дорогу домой плакала - ей казалось, что впервые в жизни её родители обманули.
А потом много лет стыдилась того, что тогда, будучи пятилетним ребёнком, не поняла смысла происходящего и думала о конфетах...
А сейчас моя бабушка, мамина мама которая, майор медицинской службы, живёт в Харькове с детьми одной из маминых сестёр. И мама сегодня звонила её поздравить - для бабушки это всегда был самый главный праздник. Она не ответила. Может, не слышала - 98 лет всё-таки. И мама позвонила племяннице. А племянница сказала моей маме, что мы агрессоры, что какой праздник? Траур! Потому что русские тогда пришли после фашистов! что им всё равно чья власть - лишь бы бизнес работал, а бизнесу лучше с Европой.
А моя мама тоже не девочка. И она потом плакала, сбивала давление и недоумевала: как же так? Родная, выросшая на руках, племяшка.... и вот так вот? Русская, кстати. А брат - еврей. Оба родились и выросли в России.
А я попробовала поставить себя на место харьковских родственников. И поняла, что даже если бы я тоже так считала, я не смогла бы своей пожилой тёте так сказать.
Что с ними там случилось?
Как это могло произойти?