Nov 23, 2018 12:52
Точка зрения диакона Андрея Кураева на идейных противников - демонизация оппонентов, даже врагов, сокрее, отрицательное явление. В таком ключе о. Андрей говорил в лекциях о данном явлении. И я присоединяюсь. Мне тучкина точка зрения в данном вопросе близка.
Когда некто из человека превращается в чудовище - сам превращается, по своей воле, и кто-то его оценивает по делам - в условиях войны это понятно. И даже оправдано. "Проклятая орда" - всё так. Но по-человечески "чудовище" становится трудно понять. Тогда как действие Божьего промысла может включать и таких...
Некоторые любят оперировать понятиями наподобие "психотип". Чуть ли ни об отдельном демоническом психотипе иногда говорят. Однако, даже если существует некая природная предрасположенность к подчинению тёмной силе, вряд ли это предопределено, поскольку такая точка зрения противоречила бы признанию свободной воли человека. Либо, такие вещи только Господу Богу видны.
Это, опять же, о. Андрей в лекции приводил пример. Когда крестили Е.П. Блаватскую в младенчестве, произошла страшная катастрофа. Малолетняя родственница, участвовашая в крещении, уронила свечку, в результате, возгорелось одеяние священника, он получил ожоги. И это можно интерпертировать как знак от Бога. Но даже если это событие понимать как некий знак свыше - вот, в мир приходит человек, который склонится к темным силам, это только Господь в душе может узреть. Человеку о другом человеке подобный вывод сделать трудно...
Всегда человек делает выбор. Психотипы и другие "типы" - это всё ярлыки. В лучшем случае, более-менее качественное блуждание вокруг да около, отдалённо отражающее суть. Причем психологическая детерминированность, может быть, худший тип детерминированности. Гораздо хуже, чем обстоятельства или материальные оковы.
Обстоятельсва - это нечто внешнее. Их проще осознать как именно внешнее. Тогда как набор признаков, включаемый в понятие "психотип" (и подобные), предполагает некую внутреннюю несвободу. Вот, с чем родился -то и реализуется. Или, в каких условиях воспитывался, чему научили - проявится дальше, вне зависимости от того, хорошее оно или не очень, желательное или нежелательное, а самое главное, хочет того сам человек или не хочет. Всё это не совсем так, именно благодаря свободной воле.
Душа человека божественная. Человек от Бога. Из этого и стоит исходить. А то, что в душе человека присутствуют некие наслоения, в том числе и нежелательные - это отдельный вопрос.
Но как же человек попадает на крючок темной силы? Рождается со свободной волей; и, если говорить о каком-то призвании, предназначении - с божественным призванием. Но может и попасть на крючок темной силы. Как это происходит? А вот, как раз, через "наслоения"...
Через то, что Ф. Ницше называл "слишком человеческим". "Безысходное тщеславие, тайная зависть, а быть может, еще и тщеславие, и зависть отцов ваших..." Это и есть "наслоения на душе", которые, в том числе, могут "доставаться в наследство" от предков.
Это могут быть определенные качества - в общем, нейтральные... Эту проблему Толкиен очень хорошо описал во "Властелине колец". У него один из героев - Смеагорл, который потом стал Горлумом. Но Смеагорл был, в общем, обычным хоббитом. У него отмечались некоторые своеоразные черты характера - психологи это назвали бы, наверное, личностными особенностями. Смеагорл любил докапываться во всем до самых оснований. Стремление к первоосновам, кстати, очень хорошее качество! Если только его не похищает темная сила. Может быть, Смеагрол излишне азартным был в плане розыгрышей, разгадывания загадок, очень стремился к выигрышу. Но, в общем, все хоббиты любят загадывать загадки. И, сами по себе, это обычные хоббитские черты характера - они обычными и остаются до тех пор, пока к Смеагорлу не попадает Кольцо. И вот, Кольцо его уже ловит за "личностные особенности". Верней, темная сила, которая стоит за Кольцом. За жадность Смеагорла ловит, даже за эту азартность в розыгрышах, а также стремление к первоосновам и глубоким корням. И через эти качества обращает Смеагорла ко злу. Смеагорл, получив Кольцо, уже в темных пещерах "докапывается до первооснов" и ест сырую рыбу. Причем все те тайны, которые он стремился познать с помощью Кольца, на поверку оказываются грошовыми. Ценных знаний и умений Смеагорл никаких не получает - разве что рыбу обучается ловко ловить. Зато темная сила овладевает его душой, уродует и внешний облик. В итоге, обычный хоббит превращается в отвратительное скользкое существо.
Скорее, нечто похожее происходит и с человеком. Человек не рождается демоническим существом, но может через какие-то качества и личные слабости обратиться к бесам и, в итоге, действительно, стать им подобным. Но, опять же, хоть сколько "наслоений" в душе, против воли человека такое обращение невозможно. Это может быть, да, "безысходное тщеславие, тайная зависть..." ( о чем писал Ницше); но самое главное искушение - что-то, что человек не может получить, как в песне поется, дорогою добра. Разбогатеть, например, честно - не всегда может. Или это могут быть знания. Что-нибудь безысходное, да. Склеп разбитого сердца...
Однако мудрец Гэндальф не зря советует не убивать Горлума. Хотя по многим причинам Горлум заслуживает смерти, Гэндальф наставает на том, чтобы сохранить ему жизнь. Никто не может предсказать все тропинки и ответвления Божьего промысла; и, возможно какой-нибудь "демонический человек" еще сыграет неожиданную для самого себя роль.
Бог,
Фридрих Ницше,
Е.П. Блаватская,
человек,
Тучка,
душа,
Дж. Толкиен,
сердце,
мысли,
Андрей Кураев