Продолжение темы,
начало здесь... Когда заходит речь о "восточном" подходе к жизни, невольно это ассоциируется с какой-нибудь унылой практикой по освобождению от страстей, самосовершенствованию и пр. вкупе с "гуру", который ведет свою преемственность от Рамы, Кришны...или еще откуда-нибудь.-:)
Я не против практик, таких, как йога, единоборства, медитации и т.д. Я сама занималась некоторыми из них; и иногда к ним возвращаюсь. Но надо четко понимать, что, как таковая практика (кстати, это относится не только к восточным, а равно и к западным, и любым другим), не приведет к желаемому результату. Я имею в виду по-настоящему желаемое, а не суррогат, который, в том числе, целенаправленно создается в соответствующих индустриях. Я имею в виду по-настоящему желаемое.
Осуществления своих желаний и стремлений, скорей всего, не произойдет даже в результате долговременной практики - и даже если именно это обещают. Свои желания таким путем невозможно осуществить, потому что - увы, или, наоборот, к счастью, выбора ничто не заменит.
Занимаясь какой-либо практикой в течение многих лет - больше всего шансов стать мастером именно в этой практике - мастером одного или нескольких стилей в единоборствах, самым продвинутым йогом -:)), тренером и т.д. Заработать на этом денег.-:) Не более, хотя и не менее того.
Так вот, возвращаясь к Арджуне и к индийскому эпосу.-:)
Этот фрагмент:
"Слабость заставила меня утратить всякое самообладание; я уже не вижу, в чем мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я Твой ученик, поручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня.
Я не в силах успокоить боль, иссушающую мои чувства. Ее не утолит даже процветающее царство, не имеющее себе равных на земле, подобная той, которой обладают полубоги в небесах.
Саньджая сказал: "Промолвив эти слова, Арджуна, сокрушитель врагов, обратился к Кришне:"Говинда, я не буду сражаться", - и замолчал."
Глава вторая, текст 7 - 9 и
далее..., насколько я понимаю - именно про выбор. Хотя - и более того... Не только про выбор.
Если бы этот фрагмент исследовал человек, хорошо знающий русскую культуру - например, диакон Андрей Кураев (и не только он), возможно, нашел бы параллели в святоотеческой традиции, и подобное (или несколько иное) решение. Я к такому сопоставлению пока не готова, потому что знанием святоотеческой традиции похвастаться не могу, хотя - было бы интересно.
Так вот, Арджуна. Кто он? Он кшатрий, воин. Более того, он из царской семьи. Наследник царства. С детства он воспитывался, в соответствии со своей природой, как кшатрий, вместе с родными, а также двоюродными братьями. Однако царская семья разделилась на два лагеря. Двоюродные братья Арджуны, при поддержке своего отца (дяди Арджуны), претендуют на престол. Хитростью и силой они овладели троном, отправив Арджуну и его родных братьев в многолетнее изгнание.
Интрига в том, что коварному дяде Арджуны - Дхритараштре, который родился слепым, пришлось уступить трон своему младшему брату, Панду. Панду - отец Арджуны. Однако Панду умирет в молодом возрасте, и заботу о его пятерых сыновьях, включая Арджуну, берет на себя Дхритараштра. Именно это и порождает спорную ситуацию.
Если говорить о кровном родстве и преемственности - и сыновья Дхритараштры имеют право на престол, и сыновья умершего Панду. Вопрос, скорее, в том - кто лучший? Кто достоин царствовать?
Дхритараштра ненавидит сыновей Панду - впрочем, по вполне понятным причинам. И, хотя такая мотивация не отличается благородством, довольно хорошо понятно и объяснимо то, что Дхритараштра хочет отдать престол своим собственным сыновьям и оттеснить сыновей умершего брата Панду.
Ветвь Панду, наоборот, отличается благородством, поэтому они не требуют для себя всего царства, а согласны лишь на малую его часть, даже - на пять деревень, поскольку править - соответствует их природе и является их обязанностью как принцев.
Однако Дурьодхана, овладевший троном, нагло отказывает сыновьям Панду даже в малом, и пытается их изгнать. Назревает критическая ситуация.
Кришна, который, по сюжету "Махабхараты", является воплощенным Богом, божественной личностью, покровительствует достойным сыновьям Панду, оберегает их. Однако он, будучи Богом, поступает по справедливости. Сам он не сражается, но Кришна предлагает обеим сторонам выбор - либо воспользоваться своими могущественными военными силами, армией, оружием, либо - самого себя в качестве помощника и советчика.
Дурьодхана и другие сыновья Дхритараштры, конечно, хватаются за возможность получить военную мощь, армию Кришны. Тогда как Пандавы, включая Аржджуну, настолько же сильно желают получить самого Кришну в советчики и помощники.
С описания этой критической ситуации и начинается "Бхагавад-гита" (которая является частью большого эпического произведения - "Махабхарата"). Две стороны встречаются для битвы в месте паломничества, которое называется - Курукшетра.
Арджуна, видя преобладающие силы противника, их военную мощь, да еще и - на другой стороне, своих учителей, родственников - ставших теперь врагами, отказывается сражаться. И обращается к Кришне.
Вот, этот критический момент. Когда прежние критерии, ценности, все, чем раньше жил Арджуна, и считал это истиной - можно сказать, теперь не работает. И именно это становится причиной его обращения к Кришне как к учителю. Или, можно сказать, у Арджуны появляется потребность - не просто в некой информации, а именно - в новом знании, понимании жизни, потому что он не в состоянии сам решить этот вопрос, руководствуясь лишь тем, что знал до настоящего момента. Вернее, Арджуна вроде бы и принимает сам решение, но оно - не очень хорошее. Оно - от отчаяния.
Так, если обходиться без "учительского пафоса", без "Хари Кришна" и подобных вещей, то читаешь живой текст.... Если воспринимать его суть. Получается очень жизненно.
Перейти в раздел "Жизненные вопросы"...