Национализмом стОит проникнуться для того, чтобы почувствовать причастность к родной культуре. Под национализмом я сейчас понимаю определённый спектр идей, мировоззрение и мировосприятие, которое можно назвать - русскими; а также особенную энергетику, связанную именно с русской традицией. Это всё, что выражено - явно и менее явно, в лучших образцах русской культуры; в вере в наиболее чистых и искренних её проявлениях; в монашеском подвиге, и в мученичестве, в жертвенности ради чего-то несоизмеримо бОльшего, чем ты сам.
Вот, по-моему, ради чего стоит читать, скажем, книги русского философа Ивана Ильина - не только, а иногда и не столько ради идей русского национализма, особенно - в их политическом приложении; не ради идеологии, которая в книгах этого мыслителя довольно чётко выражена; но плюс к названному - ещё и читать "между строк", чтобы уловить то самое глубокое, чем этот человек жил - именно как русский человек,
столь присущее ему внутреннее горение, которое даётся, наверное, только в причастности к Христу; беззаветная преданность и любовь к России - в лучшем понимании слова "любовь". Речь идёт о довольно тонких моментах, которые - выраженные в словах, звучат невнятно - однако их можно прожить. Я думаю, Лев Гумилёв, в общем, был прав, когда говорил об этническом поле, энергетике этносов (а также один из последователей этого учёного - историк Владимир Махнач). Даже если не все гипотезы Льва Гумилёва имеют строгое научное подтверждение, и вызывают споры, этому русскому учёному советского времени удалось, на мой взгляд, уловить важную суть - именно в плане происхождения и жизни этносов в истории, закономерности их развития от рождения до смерти. И, действительно, сердце этноса, национальной культуры - это именно
культ, то есть это религия. У нас, в русской культуре, сложилось так, что этим центром
всё-таки стало православие. Причём этот факт может нравиться или не нравиться; по-разному можно это оценивать - скажем, роль православия в русской истории. Однако это не меняет основной сути - а именно то, что православная вера стала центром русской культуры.
Я говорю о причастности. О сопричастности к русской культуре. О том, что её важно почувствовать. Прежде всего, почувствовать и прожить; имея в виду, что задачей является также и найти способ
выражения этой сопричастности вовне, а не только "внутреннего проживания" - то есть найти определённый способ служения своей культуре, народу. И это уже - как минимум, конкретные поступки, либо - та или иная постоянная деятельность, главной целью которой является служение.
Однако, говоря о сопричастности родной культуре, и важности служения ей, я хочу напомнить о необходимости осмысления. О здравом смысле. Я лично категорически против того, чтобы превращать идеи, в том числе, и Ивана Ильина, а также родственные им - в жёсткую идеологию (с чёткими
фильтрами восприятия мира, делениям на "своих" и "чужих", "поиском врага" и проекцией этого
"образа врага" на конкретных лиц; жёсткими шаблонами поведения, принятыми среди "своих" и отличающими
"своих от чужих" и прочими атрибутами подобных идеологий.) Я не хочу критиковать и, тем более, осуждать
кого бы то ни было; поскольку среди создателей и последователей таких идеологий встречаются порой
очень достойные люди, для которых, возможно, действие именно в таком ключе - и есть наиболее подходящая форма служения.
Однако это не для меня. Подобные "жёсткие идеологии" - это не то, на что я хочу тратить своё время и силы, и, тем более - чему посвящать свою жизнь.