"Игумен Евмений
вчера в 23:25
Голод по близости порождает слияние с тенденцией растворения себя в другом.
Последствия (похмелье) слияния порождают независимость её в крайней степени: "теперь я прислушиваюсь только к себе, не давая никому на себя влиять".
Зрелость - это позволение всем и всему на тебя влиять, при глубоком согласии с собой и глубоком знании себя. Лишь в состоянии зрелости личностная свобода не конфликтует с сопричастностью.
(из личной переписки)"
* * *
Взято
с этой странички. Некоторые люди, обладающие церковным саном, отличаются одним удивительным качеством. Они умеют формулировать, либо - находить во внешних источниках (неважно) такие идеи, о которых можно сказать примерно следующее: это совершенно правильно, это красиво, с этим трудно не согласиться, однако, скорее, это идеал. Вот изложенное выше - "из личной переписки" относится, на мой взгляд, к числу именно таких идей.
А как это выглядит в реальности? Я так себе это представляю. Вот, могут быть две крайности - и, действительно, они бывают. Первая крайность - это, да, слияние с другим человеком; либо, как вариант - нахождение в той или иной системе (наподобие как раз - церковной), очень плотное взаимодействие с ней, когда человек себя ощущает по-настоящему частью - например, церкви. И тогда может быть очень хорошо вдвоём; либо - человек может быть счастлив жизнью в единении с церковью. Однако практически неизбежно будут конфликты с тем, что находится вне этих систем - вне такой семьи или пары, в которых люди просто сливаются друг с другом, становятся единым целым; либо - с тем, что находится вне церкви. Причём это будут множественные конфликты. И вторая крайность - это быть в одиночестве, наслаждаться жизнью по своим внутренним критериям; и это тоже возможно. Но тогда возникнет вопрос, связанный, действительно, с сопричастностью - к кому-то или к чему-то. Вот, насколько я понимаю, любые другие способы жизни, которые нельзя отнести ни к одной из этих двух крайностей - это нахождение некого баланса. И это определённое решение, либо - цепочка решений. Это определённая позиция. Причём она может меняться. Однако представить себе такую статичную ситуацию позволения всем и всему на тебя влиять, даже при самом глубоком согласии с собой и глубоком знании себя, и при этом отсутствие конфликтов свободы и сопричастности - ну, это вряд ли.
Может быть, в раю такое будет. Если попадём. Может быть...
Однако в нашем мире даже Христос таким не отличался. Если вспомнить Евангелие, Он ведь молился в Гефсиманском саду: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия..." (Мф. 26:39).