3. Должен сказать, что из ваших слов об астрологии я не совсем понял, каково ваше собственное отношение к этой оккультной науке. Очевидно, что вы довольно серьёзно занимались этим раньше и сами умеете составлять гороскопы. Но теперь вы с таким восхищением говорите о тонкости философии настоящей, правильной астрологии, что у меня возникло ощущение, что и после обращения к христианству вы по-прежнему видите в ней пользу.
Отец Андрей замечательно сказал, что христианство поставляет человека на такую высоту, что любой шаг в сторону, обращение к любому другому учению, философии, духовной практике - есть спускание вниз и отказ от лучшего. Апостол Павел, который был образованным человеком, сказал так: “Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…” (Флп. 3:7-8). Всю фарисейскую премудрость апостол вменил в мусор по сравнению с познанием Христа. В другом месте он говорит галатам: “Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы” (Гал. 4:9-10). Христианство открывает человеку лучший путь самопознания и совершеннейший путь познания Бога. По сравнению с ним все другие пути как минимум ущербны. Для кого-то, для тех, кто смог увидеть во Христе высший идеал, достаточно такого аргумента, чтобы не считать астрологию чем-нибудь значительным.
Но если требуется более основательная критика, то, на мой взгляд, следует прежде всего показать, что все оккультные науки и вообще вся эзотерика по своему духу противоположны христианству. Наверное, лучше всех это сделал тот же отец Андрей в своей знаменитой работе “Сатанизм для интеллигенции”. И у нас нет никакой возможности делать для астрологии исключение; как и всякая оккультная наука, она несёт в себе ложное представление о Боге, мироздании и человеке. Если же мы примем ещё и то, что все эзотерические учения появились в результате общения людей с существами, обитающими на инфернальном уровне духовного мира, т.е. с падшими духами, то разница между христианством и любого рода эзотерикой станет для нас предельно ясной. Падшие духи готовы употреблять любые средства, любые учения, любые тонкие философии, чтобы только отвлечь людей от богооткровенного учения Христа, от настоящего пути познания Истины. Одно только учение Христа и благодать Святого Духа страшны для демонов, все другие пути уводят человека в лабиринты лжи. Вот здесь есть статья об этом - http://theme.orthodoxy.ru/astrology/mehanizm.html. Она показалась мне достаточно убедительной, но, конечно же, мне хотелось бы узнать и ваше мнение о ней.
А насчёт статьи, с самого же начала: "Астрология работает только для тех, кто обращается к ней."
Если бы было так, то астрологи давно бы уже превратились в самую обычную секту, каких много.-:) И которые варятся, там, в своём соку, в своей вере, представлениях о жизни и т.д. Однако этого не происходит.
А теперь вновь про астрологию. Начало.olga_afanasyevaJanuary 25 2015, 21:12:38 UTC
"3. Должен сказать, что из ваших слов об астрологии я не совсем понял, каково ваше собственное отношение к этой оккультной науке. Очевидно, что вы довольно серьёзно занимались этим раньше и сами умеете составлять гороскопы. Но теперь вы с таким восхищением говорите о тонкости философии настоящей, правильной астрологии, что у меня возникло ощущение, что и после обращения к христианству вы по-прежнему видите в ней пользу."
Вообще-то мне составляли карту. Я не умею составлять карту, только более-менее умею её интерпретировать. Впрочем, сейчас есть программы, которые всё автоматически рассчитывают. Сейчас в интернете даже можно найти и скачать такие программы; но желательно, конечно, уметь и "вручную" составлять.
Да, карта меня, в некотором смысле сопровождала по жизни. В том смысле, что я периодически возвращалась к её интерпретации, по мере накопления знаний в области астрологии; а также - возникновения тех или иных жизненных ситуаций. Но астрология была всё же - "для себя". Я не занималась ей профессионально. И получилась, кстати, очень интересная ситуация. Вот, буквально накануне крещения я собиралась уже более серьёзно заняться астрологией, более профессионально, глубоко её изучить. И я собиралась поступать в школу Авессалома Подводного, у него есть интернет-школа. Но потом, когда узнала, что преподаёт там не он сам, а его ученики, хотела больше просто больше читать его книги. Вот, собиралась как раз начать их приобретать, именно - больше книг Подводного по астрологии. И здесь появился отец Андрей. Вот, как раз в этот момент. Совершенно неожиданно И конкретно - в этом диалоге http://monah-grigoriy.livejournal.com/13644.html?thread=77132#t77132 С этого всё и началось. Я снова стала смотреть видеозаписи и слушать лекции отца Андрея Кураева. И всё во мне перевернулось...-:) В этом я, кстати, вижу некую мистику. Вот в этом совпадении. Именно в тот момент, когда вознамерилась всерьёз изучать астрологию - появился отец Андрей.-:)
Однако я оказалась более агностиком, чем мне казалось до принятия христианства. Принять что-либо на веру без подтверждения своим опытом (конкретным, жизненным, фактами, либо - пусть это, по крайней мере, некие мистические переживания), или - наукой, или - своим интуитивным предчувствованием - видимо, это не моё. Вот чтоб взять и уверовать только потому, что так традиция говорит, или - догматика, или -какой-нибудь авторитет - это всё не для меня.
Отец Андрей умеет донести в своих лекциях как раз эту тонкую мистическую составляющую христианства, православной аскетики. Когда чувствуется, что человек искренне привержен тому, о чём говорит, и это созвучно - возникает резонанс, это захватывает, в некотором смысле - "заражает". Сыграла роль также идея свободы с личным Богом, которую высказывает отец Андрей - мне понятна такая логика...
Всё это не прошло даром. Я и сейчас вижу красоту христианства...
Когда я приняла христианство, я совершенно искренне вознамерилась оставить в прошлом то, что с ним несовместимо. В частности, я сожгла, либо - выбросила все натальные карты и их интерпретации (о чём потом пожалела).
А теперь вновь про астрологию. Продолжение.olga_afanasyevaJanuary 25 2015, 21:15:29 UTC
Первые два месяца после моего крещения принесли большое воодушевление, как, наверное, и у всех бывает. Однако, когда оно уже стало проходить, и уже зашла речь о том, чтобы вести регулярную религиозную практику - молитвенные правила, посты и т.д., а особенно - выстраивать свою жизнь в соответствии с православием, я поняла нечто другое... А именно, что православие на практике как-то очень плохо совместимо с жизнью. Оно пыталось отнять всё, но взамен предлагало очень мало... В смысле, если следовать всем канонам, правилам и т.д. По крайней мере, я не увидела и не вижу сейчас какого-либо своего пути в православии. Это просто как в тисках - и мысль, и чувства... И очень ограничительная модель жизни. Если всерьёз к этому относиться, к религиозной практике, к воцерковлению, укоренению в православии.
Одновременно, я поняла, что астрология, как была, так и остаётся моим кредо. Причём я помню свой гороскоп, хотя я его и выбросила. Но я довольно хорошо помню его чисто зрительно. И - да, я вижу в этом пользу. Продолжаю пользоваться, при необходимости, астрологическими знаниями. Хотя у меня нет какой-то фатальной привязанности или зависимости "от гороскопа", о чём любят говорить христианские критики. Но я и не хочу от этого отказываться!
Да что уж там говорить, если не считать этих первых двух месяцев после крещения, в остальном это был, пожалуй, самый скверный год в моей жизни. В какой-то момент я себя ощутила чуть ли не лохом.-:) Кстати, это до сих пор оставило неприятный осадок - вот это ловушка своего рода... В православие довольно просто прийти, но выйти оттуда - просто так не выйдешь! Потому что уже становишься вероотступником. За это казнили даже в прежние времена. Вот, если ещё не принял христианство - то и ладно... А если уже принял, и отступил, то могли и казнить. И после этого говорить о свободе...? Остаётся только радоваться, что живём в более свободные времена, так, что на эту тему даже написать можно; а не где-то это обсуждать втайне.
Когда я, прожив, поняла всё это, постепенно я стала возвращаться к старому. Однако что-то дал и этот опыт. Я и сейчас вижу красоту православия. Однако эта красота видна на некотором расстоянии. Вот, "на некотором расстоянии" - пожалуй, ключевое.
"Как видим, имп. Север был вполне хорошим правителем и даже хорошим современным христианином. То есть "христианином с широкими взглядами": и в храме свечку поставить, и в туристической поездке по Индии какому-нибудь идолу поклониться. В том же источнике: "Был сведущ в астрологии, и по его приказанию астрологи публично выступали в Риме и делали объявления о преподавании. Он был очень опытен в искусстве гаруспиков, был прекрасным птицегадателем, так что превзошел и васконов из Испании и паннонских гадателей".
Я прочитала Ваш комментарий по поводу научности... Он пришёл на почту как раз тогда, когда писала этот. Сейчас дочитаю ещё статью про астрологию, что Вы давали ссылку. Она заинтересовала. И пока на этом остановлюсь.-:)
В общем, я считаю, это то, что в психологии называют проекцией. С потрясающим однообразием одни и те же аргументы повторяются из статьи в статью. И, честно говоря, это скучно. Гораздо интересней то, что такой критик видит в других людях. И это, действительно, не про астрологию...
Вот, почему с таким упорством люди с духовным саном подчёркивают "марионеточность" астрологов?
Просто если немного знать и представить жизнь человека, который находится в церковной системе. Он же мало того, что живёт по довольно жёсткому своду правил (или хотя бы делает вид, что живёт по ним, играет в такую игру). В любом случае, свободой там и не пахнет... Он же шага не может ступить без благословения епископа, или своего духовника, или ещё кого согласно иерархии... Вот откуда и берётся вся эта якобы "марионеточность". Человек просто видит то, что в нём самом; через эту призму, в которой живёт сам - смотрит на других людей. И выйти из неё не может, будучи в неё загнан; потому что довольно высокая степень зависимости от церковной системы. Там лексика-то, в таких статьях - самоизобличительна. На самом деле, исповеди пишут, но - "с критикой астрологии".-:)
А так, в общем, астрологическим, как и любым другим знанием, есть смысл пользоваться, если находите его полезным.-:) И пока находите полезным. Может - и неактуальным стать, либо - наоборот.
Прочитал ваши последние ответы. Не в первый раз меня удивила ваша смелость; а впервые я удивился, когда, листая ваш журнал, увидел записи о борьбе с курением. Теперь же вы рассказали о делах ещё более личных и важных. Простите, если я подтолкнул вас к такой откровенности.
Могу сказать, что сочувствую вам и, может быть, даже могу вас понять, хотя бы отчасти. Дело в том, что все верующие люди переживают периоды оставленности, когда кажется, что от самой веры остаётся лишь горчичное зерно. Мне хотелось бы ещё кое-что написать, но не буду отвечать торопливо. Вы можете пока заглянуть в мой журнал; вчера я выложил у себя хороший текст под названием “Как пережить разочарование в Церкви?” - может быть, вам будет интересно его прочитать.
Я боюсь, Вы меня не совсем поняли. Или, возможно, мне не удалось донести эту мысль. Я упомянула неслучайно агонстицизм; хотя, может быть, это немного туманно и расплывчато.
Грубо говоря, так. Я считаю, пока не попробуешь СДЕЛАТЬ, а не изучать или рассуждать теоретически - не поймёшь, надо оно или не надо. Можно долго изучать в теории, как ездить на велосипеде, но пока не сядешь на этот велосипед и не попробуешь прокатиться на нём - во-первых, и не научишься, а, во-вторых, и невозможно понять, нравится это или не нравится, хочется ли продолжать дальше. Вот я о чём, в связи с церковной системой. Может быть, грубовато звучит - сравнивать религиозную практику с ездой на велосипеде. Но, в конце концов, отец Андрей сравнивал церковь с клубом, а почему бы и мне не поступить подобным образом?-:) Я про практику, применение теории на практике. Так что, здесь нет ничего, достойного "сочувствия", и нет ничего похожего на то, о чём Вы написали: "что от самой веры остаётся лишь горчичное зерно." Просто - я совсем о другом. Я имела в виду, что испробовала на себе, получила этот опыт, честно попробовала стать христианкой. И поняла, что я просто не хочу жить такой жизнью. В этом смысле - не виду путь в православии, о чём я ранее написала. Но я не только не переживаю по этому поводу, откровенно говоря, я, наоборот, рада, что свободна теперь от этого; и могу отойти на расстояние. И,уж тем более, я не ищу, как туда вернуться. Ну а что до необходимости спасения, возможности спасения только в церкви, и что все, кто вне церкви, скорей всего, попадут навеки в ад и пр. вот этих догматических положений - я просто во всё это не верю. Ещё и поэтому нет причин искать путей обратно.
Нет. Я понимаю, что это вообще одна из миссионерских задач, доказать человеку, который не верит или потерял веру, что он болен, и поэтому лекарство в виде церкви и веры ему просто необходимо и т.д. и т.п. Но я считаю иначе. "Спасать" меня или "подталкивать" к спасению не нужно.
Видите ли, одним из очень отрицательных последствий длительного нахождения человека в церковной системе я считаю появление неуверенности в себе, в своих силах. А церковь к этому очень подталкивает, просто - профессионально. Возможно, не со всеми так происходит, или - у всех в различной мере; однако это закономерный эффект. Церковь, с самого начала, учит - не надеяться на себя, а полагаться на внешний источник; это заложено и в догматике, и в самой системе. Вот ещё почему я рада вновь обретённой свободе.-:) Вот. А на расстоянии - можно; и даже в храм иногда прихожу - думаю, никому это не мешает. И не только можно, но и весьма желательно - знать традицию. Я раньше резко отрицательно относилась к православию, теперь отношусь гораздо лучше; и это изменение тоже считаю в общем-то плюсом. Довольно правильно и то, что христианство - это ключ к русской и европейской культуре; и поэтому желательно его знать. Единственное что, я несколько поспешила принять крещение. Всё же. Стоило послушать отца Андрея, возможно, поизучать святоотеческую традицию, или современных деятелей православия, кто более-менее близок по духу... Но здесь опять же противоречие - а не пройдя практически, по-настоящему невозможно познать. В любом случае, это уже факт - крещение, прошлое изменить невозможно. Воспоминание у меня, конечно, хорошее осталось, но... Так что, здесь уже светский критерий приходится применять, достаточно либеральный - любой гражданин России имеет право свободно, добровольно прийти в религиозное сообщество, и также свободно его покинуть. Вот так. А дальше - видно будет. Пока что, совсем не тянет становиться ближе к церкви. Но если появляется такое душевное тяготение - пойти в храм, я не отказываю себе в этом стремлении. Отец Андрей сказал как-то, недавно, в одной из бесед - "Так, может не будете ставить точку? Не будете закрывать для себя христианскую и православную тематику? Может, разрешите себе думать и искать ответы и по ней?" Вот, не отказываю, не закрываю, по крайней мере, чисто умозрительно. Хотя и не стремлюсь. Другие планы. ***********
Отец Андрей сказал как-то в одном из интервью, что веру нужно растить, укреплять. Мне это, с одной стороны, понятно; но, с другой стороны, считаю это искусственным, сам этот подход. Я поняла своё подлинное упование - ковыряться в этом сейчас не буду, и не хочу, и нет необходимости. В любом случае, с православием это несовместимо. Что же до православной догматики, системы - да, наверное, это внутренне целостно, логично; похоже... Но, я убедилась в том, что поверить во всё это (в целостности) просто невозможно. Если здраво смотреть на вещи. Возможно, только если несколько искусственно поддерживать веру. Вот, специально этим заниматься - "растить веру", чего, опять же, я не хочу. Вот, пожалуй, всё - в связи с вопросом о вере.
Ну как же не посочувствовать? Ведь вы же признались, что у вас был самый скверный год в жизни, - и это после Крещения, когда вся жизнь должна была стать другой, разделиться на “до” и “после” и наполниться радостью о Спасителе…
Не зря наш дорогой отец Андрей говорит, что взрослому человеку принимать Крещение надлежит тогда, когда его станет тошнить от самого себя, когда он поймёт, что иначе нельзя. То, что многие люди в наше время принимают Крещение необдуманно, без должной подготовки - это одна из серьёзнейших проблем в церковной жизни. Разве допустима небрежность и спешка в таком важном и святом деле? Необходимо же дать человеку ясное представление о вере, чтобы он понимал, для чего он входит в Церковь и как должна будет измениться его жизнь; необходимо дать ему хотя бы отчасти распробовать вкус церковной жизни. Может быть, он походит, послушает, посмотрит и не захочет принимать Таинство. А то бывает, как в вашем случае: во время Крещения сказали, что сочетаемся Христу, а теперь выясняется, что Христос не особенно-то и нужен. Бремя грехов не гнетёт нас, близкая смерть не пугает, карма улучшается, внешние источники не нужны, сами можем отделить зёрна от плевел и котлеты от мух, сами различаем добро и зло - мы самодостаточны и свободны.
Вы сказали, что не видите своего пути в православии. Насколько понимаю, у всех церковных людей один путь, как и сказал Спаситель: “Я есмь путь и истина и жизнь”. Христос - единственный путь для всех, верующих в Него, другого нет. Именно Христос побуждает нас перестать надеяться на немощные человеческие силы, Он прямо говорит: “Без Меня не можете делать ничего”; но и Он же говорит: “всё возможно верующему”. Настоящий христианин повторяет вместе с апостолом Павлом: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”. Так что неуверенность в себе компенсируется в христианах надеждою на Бога.
О свободе мне вспоминается слово Спасителя: “если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными”. А истина - это Сам Христос. “Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36). Только во Христе мы обретаем подлинную свободу - свободу от диавола и греха, избавление от тления и смерти. Об этой свободе много сказано апостолом Павлом: “закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти”, “где Дух Господень, там свобода”, “к свободе призваны вы, братия”. Думаю, что если бы вы узнали такую свободу, то другой бы не возжелали; и если бы вы хотя отчасти ощутили вдохновение, которым живут святые, то не стали бы искать иной мистики.
Мне кажется, что вы совершенно верно заметили: нельзя знать то, что не попробовал, что не испытал своим опытом. И нельзя полюбить того, кого не знаешь. Об этом преподобный Силуан Афонский сказал: “кто Бога познал, тот может любить Бога”. Бог дарует нам познавать Себя, Он входит с нами в общение. Именно это - богообщение и богопознание - является сутью церковных Таинств, именно это есть сердцевина жизни церковного человека. Но Бог входит в нашу жизнь не как деспот-сокрушитель, а как дорогой гость; Он не выламывает дверь нашего сердца, но кротко стучится в неё. Иногда Его приход бывает так тих, что грубый человек может и не заметить.
Вы поставили эксперимент, попробовали пожить церковной жизнью и не почувствовали чего-то особо духовного. Но недолго же продолжался ваш опыт. Люди годами доходят до настоящего церковного сознания и правильного понимания духовной жизни. Духовная опытность не даётся дёшево.
Но зачем же я это пишу? Наверное, вы многое понимаете лучше меня. Нужны ли вам мои мутные объяснения? Скорее всего, нет. Да и у меня нет желания в чём-то вас убеждать или разубеждать. Мне-то как раз интереснее просто беседовать с вами, чем отстаивать какие-либо убеждения.
В конце своего комментария хочу порекомендовать вам две книги архимандрита Рафаила (Карелина) - “Церковь и интеллигенция” и “В поисках истины”. Я вспомнил, что в них затрагиваются те вопросы, о которых мы говорили, и мне показалось, что, может быть, вам будет интересно их прочитать. В интернете можно найти их электронные версии.
Знаете, Вы написали: " То, что многие люди в наше время принимают Крещение необдуманно, без должной подготовки - это одна из серьёзнейших проблем в церковной жизни. Разве допустима небрежность и спешка в таком важном и святом деле? Необходимо же дать человеку ясное представление о вере, чтобы он понимал, для чего он входит в Церковь и как должна будет измениться его жизнь; необходимо дать ему хотя бы отчасти распробовать вкус церковной жизни. " И я подумала, что Вы просто как идеалист, наверное, смотрите на церковь. Идеализируете её. Церкви нужны прихожане. Я прошу прощения за некоторую долю цинизма - покупатели свечек нужны; это тоже реальность. И вот именно: " Может быть, он походит, послушает, посмотрит и не захочет принимать Таинство." Вот именно, что, если сделать такой временной зазор - между оглашением и принятием таинства, и дать походить, послушать, распробовать - до крещения-то мало кто дойдёт... Может быть, в древней церкви и пребывали оглашенными чуть ли ни год - я не помню, извините, сколько по канонам полагается быть оглашенным, что-то долго... Вроде бы год. Но такое могли себе позволить, когда было ещё много фанатиков (отец Андрей говорил как-то в лекции, что слово "фанатик" раньше не имело того негативного оттенка, который присутствует сейчас-:) ). Или когда церковь в симфонии с государством, законодательно им поддерживается - веками ведь у человека просто не было выбора. В младенчестве вообще крестили и воспитывали в православной вере. А сейчас-то другая ситуация. Если заняться, так, всерьёз, людьми, которые изъявляют желание принять крещение, дать им немного пожить церковной жизнью, испытать всё это на себе, чего они лишатся - так и до крещения не дойдут. И я бы не дошла до крещения, если бы так вот, всерьёз, "распробовать" ещё до...
Меня вовсе не "тошнило" от себя; близко не было ничего похожего. Меня немного другое зацепило, в той же проповеди. Отец Андрей Кураев там такую ещё идею проводит, что если назрела необходимость, желание по-настоящему больших перемен, и вы понимаете, что своими силами просто не справитесь...вот тогда... Ну, в общем, по прошествии времени я могу только припомнить другую цитату, потому что я убедилась в её правдивости. Не помню, кто это сказал: "У Бога нет других рук, кроме ваших." Примерно так. Не ручаюсь за точность цитаты, но и неважно. А важно, что это правда.-:) И Вы вот это очень точно сказали: "Так что неуверенность в себе компенсируется в христианах надеждою на Бога." Именно! КОМПЕНСИРУЕТСЯ. Очень точно. Только я это считаю однозначно - отрицательным явлением. Потому что как только человек начинает вот таким способом "компенсировать неуверенность в себе" - даже неважно, во что именно он верит...Но здесь такая "карма" вступает в действие; или можно сказать, что жизненный закон. Как только человек снимает с себя ответственность за свою жизнь, или некоторые важные её аспекты - эту ответственность обязательно кто-то подбирает. И в данной ситуации, это организация, система, которая действует от имени Бога; но она состоит из вполне обычных людей. И это ведь конкретное название имеет в церкви - "овцы", "рабы". И "пастыри". Причём за это состояние ещё и так держатся порой. Меня один раз искренне удивило... Одна дама так страстно отстаивала, что она "раб" церкви. Возможно, это, действительно, кому-то нравится... Мне - нет.
Вообще, если точнее быть... Меня "притянуло" не как таковое, православие, а вот эта тонкая, философичная версия православия отца Андрея. Если бы мне ещё несколько лет назад сказали, что я приму православие, я бы к этому просто всерьёз не отнеслась. И не цепляло, и не было близко, и я не хотела даже к этому всему подходить. Но вот - пока не услышала проповедей отца Андрея. Православие бывает разное. Но система одна.-:)
Те идеи, ход мыслей, выводы, которые высказывает отец Андрей - раньше у меня даже близко не связывались с православием. Многие из них были и раньше близки и хорошо знакомы, но никак не связывались с православием. А с православием связывались косность, догматизм, мракобесие, отсутствие логики и здравого смысла, тёмное наследие прошлого, нежелание видеть реальность и т.д. Откровенно, практически ничего хорошего не видела в православии. А здесь - такое удивление! Оказывается, и эти, и эти идеи могут уживаться с православием и в него вписываться...да и ещё и как-то оригинально, в неожиданном ракурсе. И православный мир как будто бы так богат, совсем не то, что казалось раньше. В общем, можно сказать, отец Андрей открыл красоту православия, можно сказать - "затуманил мозги" (в зависимости от точки зрения-:) ).
Хотя - и это не совсем так... В смысле, открытия красоты православия. Именно, это версия отца Андрея. Возможно, это одна из лучших версий православия. Именно, что она немножко иная... Отличная от принятой сейчас "официальной линии" довольно-таки сильно. Я Тучку и сейчас с удовольствием послушаю. Мне нравятся его мысли. Если случай представится - Тучка не уплывёт опять куда-нибудь в другой город, а наконец-то и Москву своим вниманием не обделит-:), с удовольствием пойду на его лекцию, послушаю. Очень вдохновляет, будит мысль, какие-то новые грани и ходы открывает... Интересно. Он знающий, образованный человек. Оригинальный.
А что до нынешних "пастырей" гундяевской церкви - спасибо, конечно, я посмотрю книжку. Но вот, честно. Как правило, я их дальше нескольких минут записи или нескольких строчек слушать и читать не могу.-:) За очень редким исключением. Уфф... Ну настолько всё это...-:) Это ж всё одно и то же. То, что можно сказать в нескольких словах, нескольких строчках - размыливается на минуты,часы, целые книги...
Тучка - он ещё и как человек интересен. А эти все - они, как правило, скучны. Либо - неприятны. Как Гундяев - он, действительно, умный, но довольно неприятный человек.
Маленькое дополнениеolga_afanasyevaFebruary 2 2015, 00:08:40 UTC
"и это после Крещения, когда вся жизнь должна была стать другой, разделиться на “до” и “после” и наполниться радостью о Спасителе…"
Да. Она вначале и стала - как бы "другой", разделилась на "до" и "после"... И это тоже не совсем так: "попробовали пожить церковной жизнью и не почувствовали чего-то особо духовного. "
Почувствовала, и радостью наполнилась... Просто это недолго продолжалось. Примерно - первые два месяца после крещения. Воспоминание очень хорошее осталось - именно, от этих первых двух месяцев после крещения. Очень! Но и потом меня периодически тянуло молиться, или - тянуло в храм. Однако, я очень скоро поняла и другое - вот эта версия духовности, церковная жизнь никак не способствует, скажем так, успеху в мирских делах. И даже - наоборот. Для меня духовность неотделима от жизни; это что-то - единое целое. Я не верю в реальность такого рода "контракта" - вот, мы будем в земной жизни молиться, каяться, причащаться, а потом обретём жизнь вечную. Я думаю, что жизнь, мир, в котором мы живём - они устроены немного иначе... Хотя, возможно, и даже - наверняка, в христианстве есть зерно истины. Но это именно зерно.
И ещё маленькое дополнениеolga_afanasyevaFebruary 2 2015, 00:34:55 UTC
"Вы сказали, что не видите своего пути в православии. Насколько понимаю, у всех церковных людей один путь,..."
Нет. Я, действительно, с удовольствием вспоминаю, с радостью...когда только вера проснулась (это - ещё до крещения, накануне), и мир озарился, осветился каким-то иным светом... Вот, мир Божий. Счастье такое... Как будто больше ничего и не надо. И, я, наверное, отца Андрея понимаю, когда он говорил, что даже поговорка ходила в его студенчестве - "счастливый, как Кураев". Действительно, такое состояние счастья, радости, и как будто больше и ничего не надо.
Но через какое-то время мне в этом тесновато, что ли, стало. Радость потихоньку стала проходить. А вот в этих догмах, прошу прощения, правилах каких-то - как в колодках. Как бы это сказать....в них делать нечего.-:) Вот это я имела в виду, когда написала, что не вижу своего пути в православии. "У всех один путь" не бывает, насколько я понимаю. Если у "всех один путь", то это называется - толпа. И даже в пределах церкви - разные пути (даже в этих, как я назвала - колодках). Вера , конечно, может быть одна, но путь бывает только свой. Или, с самыми близкими людьми - да. Вот, так я это понимаю...
Вспоминать эти моменты мне, на самом деле приятно. Я имею в виду, период - немного до...и немного после крещения.
Отец Андрей замечательно сказал, что христианство поставляет человека на такую высоту, что любой шаг в сторону, обращение к любому другому учению, философии, духовной практике - есть спускание вниз и отказ от лучшего. Апостол Павел, который был образованным человеком, сказал так: “Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…” (Флп. 3:7-8). Всю фарисейскую премудрость апостол вменил в мусор по сравнению с познанием Христа. В другом месте он говорит галатам: “Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы” (Гал. 4:9-10). Христианство открывает человеку лучший путь самопознания и совершеннейший путь познания Бога. По сравнению с ним все другие пути как минимум ущербны. Для кого-то, для тех, кто смог увидеть во Христе высший идеал, достаточно такого аргумента, чтобы не считать астрологию чем-нибудь значительным.
Но если требуется более основательная критика, то, на мой взгляд, следует прежде всего показать, что все оккультные науки и вообще вся эзотерика по своему духу противоположны христианству. Наверное, лучше всех это сделал тот же отец Андрей в своей знаменитой работе “Сатанизм для интеллигенции”. И у нас нет никакой возможности делать для астрологии исключение; как и всякая оккультная наука, она несёт в себе ложное представление о Боге, мироздании и человеке. Если же мы примем ещё и то, что все эзотерические учения появились в результате общения людей с существами, обитающими на инфернальном уровне духовного мира, т.е. с падшими духами, то разница между христианством и любого рода эзотерикой станет для нас предельно ясной. Падшие духи готовы употреблять любые средства, любые учения, любые тонкие философии, чтобы только отвлечь людей от богооткровенного учения Христа, от настоящего пути познания Истины. Одно только учение Христа и благодать Святого Духа страшны для демонов, все другие пути уводят человека в лабиринты лжи. Вот здесь есть статья об этом - http://theme.orthodoxy.ru/astrology/mehanizm.html. Она показалась мне достаточно убедительной, но, конечно же, мне хотелось бы узнать и ваше мнение о ней.
Reply
А насчёт статьи, с самого же начала:
"Астрология работает только для тех, кто обращается к ней."
Если бы было так, то астрологи давно бы уже превратились в самую обычную секту, каких много.-:) И которые варятся, там, в своём соку, в своей вере, представлениях о жизни и т.д. Однако этого не происходит.
Reply
гороскопы. Но теперь вы с таким восхищением говорите о тонкости философии настоящей, правильной астрологии, что у меня возникло ощущение, что и после обращения к христианству вы по-прежнему видите в ней пользу."
Вообще-то мне составляли карту. Я не умею составлять карту, только более-менее умею её интерпретировать.
Впрочем, сейчас есть программы, которые всё автоматически рассчитывают. Сейчас в интернете даже можно найти и скачать такие программы; но желательно, конечно, уметь и "вручную" составлять.
Да, карта меня, в некотором смысле сопровождала по жизни. В том смысле, что я периодически возвращалась к её интерпретации, по мере накопления знаний в области астрологии; а также - возникновения тех или иных
жизненных ситуаций. Но астрология была всё же - "для себя". Я не занималась ей профессионально. И получилась, кстати, очень интересная ситуация. Вот, буквально накануне крещения я собиралась уже более
серьёзно заняться астрологией, более профессионально, глубоко её изучить. И я собиралась поступать в школу Авессалома Подводного, у него есть интернет-школа. Но потом, когда узнала, что преподаёт там не он сам,
а его ученики, хотела больше просто больше читать его книги. Вот, собиралась как раз начать их приобретать, именно - больше книг Подводного по астрологии. И здесь появился отец Андрей. Вот, как раз в этот момент. Совершенно неожиданно И конкретно -
в этом диалоге http://monah-grigoriy.livejournal.com/13644.html?thread=77132#t77132
С этого всё и началось. Я снова стала смотреть видеозаписи и слушать лекции отца Андрея Кураева. И всё во мне перевернулось...-:)
В этом я, кстати, вижу некую мистику. Вот в этом совпадении. Именно в тот момент, когда вознамерилась всерьёз изучать астрологию - появился отец Андрей.-:)
Однако я оказалась более агностиком, чем мне казалось до принятия христианства. Принять что-либо на веру без подтверждения своим опытом (конкретным, жизненным, фактами, либо - пусть это, по крайней мере,
некие мистические переживания), или - наукой, или - своим интуитивным предчувствованием - видимо, это не моё. Вот чтоб взять и уверовать только потому, что так традиция говорит, или - догматика, или
-какой-нибудь авторитет - это всё не для меня.
Отец Андрей умеет донести в своих лекциях как раз эту тонкую мистическую составляющую христианства, православной аскетики. Когда чувствуется, что человек искренне привержен тому, о чём говорит, и это созвучно - возникает резонанс, это захватывает, в некотором смысле - "заражает". Сыграла роль также идея свободы с личным Богом, которую высказывает отец Андрей - мне понятна такая логика...
Всё это не прошло даром. Я и сейчас вижу красоту христианства...
Когда я приняла христианство, я совершенно искренне вознамерилась оставить в прошлом то, что с ним несовместимо. В частности, я сожгла, либо - выбросила все натальные карты и их интерпретации (о чём потом
пожалела).
Reply
- молитвенные правила, посты и т.д., а особенно - выстраивать свою жизнь в соответствии с православием, я поняла нечто другое... А именно, что православие на практике как-то очень плохо совместимо с жизнью.
Оно пыталось отнять всё, но взамен предлагало очень мало... В смысле, если следовать всем канонам, правилам и т.д. По крайней мере, я не увидела и не вижу сейчас какого-либо своего пути в православии. Это просто как в тисках - и мысль, и чувства... И очень ограничительная
модель жизни. Если всерьёз к этому относиться, к религиозной практике, к воцерковлению, укоренению в православии.
Одновременно, я поняла, что астрология, как была, так и остаётся моим кредо. Причём я помню свой гороскоп, хотя я его и выбросила. Но я довольно хорошо помню его чисто зрительно. И - да, я вижу в этом пользу. Продолжаю пользоваться, при необходимости, астрологическими знаниями. Хотя у меня нет какой-то фатальной привязанности
или зависимости "от гороскопа", о чём любят говорить христианские критики. Но я и не хочу от этого отказываться!
Да что уж там говорить, если не считать этих первых двух месяцев после крещения, в остальном это был, пожалуй, самый скверный год в моей жизни. В какой-то момент я себя ощутила чуть ли не лохом.-:) Кстати, это до сих
пор оставило неприятный осадок - вот это ловушка своего рода... В православие довольно просто прийти, но выйти оттуда - просто так не выйдешь! Потому что уже становишься вероотступником. За это
казнили даже в прежние времена. Вот, если ещё не принял христианство - то и ладно... А если уже принял, и отступил, то могли и казнить. И после этого говорить о свободе...? Остаётся только радоваться, что живём
в более свободные времена, так, что на эту тему даже написать можно; а не где-то это обсуждать втайне.
Когда я, прожив, поняла всё это, постепенно я стала возвращаться к старому. Однако что-то дал и этот опыт.
Я и сейчас вижу красоту православия. Однако эта красота видна на некотором расстоянии. Вот, "на некотором расстоянии" - пожалуй, ключевое.
В общем, сейчас моя позиция похожа на ту, над которой насмешничает отец Андрей.-:)
http://diak-kuraev.livejournal.com/750665.html
"Как видим, имп. Север был вполне хорошим правителем и даже хорошим современным христианином. То есть "христианином с широкими взглядами": и в храме свечку поставить, и в туристической поездке по Индии какому-нибудь идолу поклониться.
В том же источнике: "Был сведущ в астрологии, и по его приказанию астрологи публично выступали в Риме и делали
объявления о преподавании. Он был очень опытен в искусстве гаруспиков, был прекрасным птицегадателем, так что превзошел и васконов из Испании и паннонских гадателей".
Я прочитала Ваш комментарий по поводу научности... Он пришёл на почту как раз тогда, когда писала этот. Сейчас дочитаю ещё статью про астрологию, что Вы давали ссылку. Она заинтересовала. И пока на этом остановлюсь.-:)
Reply
В двух словах буквально - напишу...
В общем, я считаю, это то, что в психологии называют проекцией. С потрясающим однообразием одни и те же аргументы повторяются из статьи в статью. И, честно говоря, это скучно. Гораздо интересней то, что такой критик видит в других людях. И это, действительно, не про астрологию...
Вот, почему с таким упорством люди с духовным саном подчёркивают "марионеточность" астрологов?
Просто если немного знать и представить жизнь человека, который находится в церковной системе. Он же мало того, что живёт по довольно жёсткому своду правил (или хотя бы делает вид, что живёт по ним, играет в такую игру). В любом случае, свободой там и не пахнет... Он же шага не может ступить без благословения епископа, или своего духовника, или ещё кого согласно иерархии... Вот откуда и берётся вся эта якобы "марионеточность". Человек просто видит то, что в нём самом; через эту призму, в которой живёт сам - смотрит на других людей. И выйти из неё не может, будучи в неё загнан; потому что довольно высокая степень зависимости от церковной системы. Там лексика-то, в таких статьях - самоизобличительна. На самом деле, исповеди пишут, но - "с критикой астрологии".-:)
А так, в общем, астрологическим, как и любым другим знанием, есть смысл пользоваться, если находите его полезным.-:) И пока находите полезным. Может - и неактуальным стать, либо - наоборот.
Reply
Прочитал ваши последние ответы. Не в первый раз меня удивила ваша смелость; а впервые я удивился, когда, листая ваш журнал, увидел записи о борьбе с курением. Теперь же вы рассказали о делах ещё более личных и важных. Простите, если я подтолкнул вас к такой откровенности.
Могу сказать, что сочувствую вам и, может быть, даже могу вас понять, хотя бы отчасти. Дело в том, что все верующие люди переживают периоды оставленности, когда кажется, что от самой веры остаётся лишь горчичное зерно. Мне хотелось бы ещё кое-что написать, но не буду отвечать торопливо. Вы можете пока заглянуть в мой журнал; вчера я выложил у себя хороший текст под названием “Как пережить разочарование в Церкви?” - может быть, вам будет интересно его прочитать.
Reply
Грубо говоря, так. Я считаю, пока не попробуешь СДЕЛАТЬ, а не изучать или рассуждать теоретически - не поймёшь, надо оно или не надо. Можно долго изучать в теории, как ездить на велосипеде, но пока не сядешь на этот велосипед и не попробуешь прокатиться на нём - во-первых, и не научишься, а, во-вторых, и невозможно понять, нравится это или не нравится, хочется ли продолжать дальше. Вот я о чём, в связи с церковной системой. Может быть, грубовато звучит - сравнивать религиозную практику с ездой на велосипеде. Но, в конце концов, отец Андрей сравнивал церковь с клубом, а почему бы и мне не поступить подобным образом?-:) Я про практику, применение теории на практике.
Так что, здесь нет ничего, достойного "сочувствия", и нет ничего похожего на то, о чём Вы написали: "что от самой веры остаётся лишь горчичное зерно." Просто - я совсем о другом. Я имела в виду, что испробовала на себе, получила этот опыт, честно попробовала стать христианкой. И поняла, что я просто не хочу жить такой жизнью. В этом смысле - не виду путь в православии, о чём я ранее написала. Но я не только не переживаю по этому поводу, откровенно говоря, я, наоборот, рада, что свободна теперь от этого; и могу отойти на расстояние. И,уж тем более, я не ищу, как туда вернуться. Ну а что до необходимости спасения, возможности спасения только в церкви, и что все, кто вне церкви, скорей всего, попадут навеки в ад и пр. вот этих догматических положений - я просто во всё это не верю. Ещё и поэтому нет причин искать путей обратно.
Нет. Я понимаю, что это вообще одна из миссионерских задач, доказать человеку, который не верит или потерял веру, что он болен, и поэтому лекарство в виде церкви и веры ему просто необходимо и т.д. и т.п. Но я считаю иначе. "Спасать" меня или "подталкивать" к спасению не нужно.
Видите ли, одним из очень отрицательных последствий длительного нахождения человека в церковной системе я считаю появление неуверенности в себе, в своих силах. А церковь к этому очень подталкивает, просто - профессионально. Возможно, не со всеми так происходит, или - у всех в различной мере; однако это закономерный эффект. Церковь, с самого начала, учит - не надеяться на себя, а полагаться на внешний источник; это заложено и в догматике, и в самой системе. Вот ещё почему я рада вновь обретённой свободе.-:)
Вот. А на расстоянии - можно; и даже в храм иногда прихожу - думаю, никому это не мешает. И не только можно, но и весьма желательно - знать традицию. Я раньше резко отрицательно относилась к православию, теперь отношусь гораздо лучше; и это изменение тоже считаю в общем-то плюсом. Довольно правильно и то, что христианство - это ключ к русской и европейской культуре; и поэтому желательно его знать. Единственное что, я несколько поспешила принять крещение. Всё же. Стоило послушать отца Андрея, возможно, поизучать святоотеческую традицию, или современных деятелей православия, кто более-менее близок по духу... Но здесь опять же противоречие - а не пройдя практически, по-настоящему невозможно познать. В любом случае, это уже факт - крещение, прошлое изменить невозможно. Воспоминание у меня, конечно, хорошее осталось, но... Так что, здесь уже светский критерий приходится применять, достаточно либеральный - любой гражданин России имеет право свободно, добровольно прийти в религиозное сообщество, и также свободно его покинуть. Вот так. А дальше - видно будет. Пока что, совсем не тянет становиться ближе к церкви. Но если появляется такое душевное тяготение - пойти в храм, я не отказываю себе в этом стремлении. Отец Андрей сказал как-то, недавно, в одной из бесед - "Так, может не будете ставить точку? Не будете закрывать для себя христианскую и православную тематику? Может, разрешите себе думать и искать ответы и по
ней?" Вот, не отказываю, не закрываю, по крайней мере, чисто умозрительно. Хотя и не стремлюсь. Другие планы.
***********
Reply
Вот, пожалуй, всё - в связи с вопросом о вере.
Reply
Не зря наш дорогой отец Андрей говорит, что взрослому человеку принимать Крещение надлежит тогда, когда его станет тошнить от самого себя, когда он поймёт, что иначе нельзя. То, что многие люди в наше время принимают Крещение необдуманно, без должной подготовки - это одна из серьёзнейших проблем в церковной жизни. Разве допустима небрежность и спешка в таком важном и святом деле? Необходимо же дать человеку ясное представление о вере, чтобы он понимал, для чего он входит в Церковь и как должна будет измениться его жизнь; необходимо дать ему хотя бы отчасти распробовать вкус церковной жизни. Может быть, он походит, послушает, посмотрит и не захочет принимать Таинство. А то бывает, как в вашем случае: во время Крещения сказали, что сочетаемся Христу, а теперь выясняется, что Христос не особенно-то и нужен. Бремя грехов не гнетёт нас, близкая смерть не пугает, карма улучшается, внешние источники не нужны, сами можем отделить зёрна от плевел и котлеты от мух, сами различаем добро и зло - мы самодостаточны и свободны.
Вы сказали, что не видите своего пути в православии. Насколько понимаю, у всех церковных людей один путь, как и сказал Спаситель: “Я есмь путь и истина и жизнь”. Христос - единственный путь для всех, верующих в Него, другого нет. Именно Христос побуждает нас перестать надеяться на немощные человеческие силы, Он прямо говорит: “Без Меня не можете делать ничего”; но и Он же говорит: “всё возможно верующему”. Настоящий христианин повторяет вместе с апостолом Павлом: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”. Так что неуверенность в себе компенсируется в христианах надеждою на Бога.
О свободе мне вспоминается слово Спасителя: “если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными”. А истина - это Сам Христос. “Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36). Только во Христе мы обретаем подлинную свободу - свободу от диавола и греха, избавление от тления и смерти. Об этой свободе много сказано апостолом Павлом: “закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти”, “где Дух Господень, там свобода”, “к свободе призваны вы, братия”. Думаю, что если бы вы узнали такую свободу, то другой бы не возжелали; и если бы вы хотя отчасти ощутили вдохновение, которым живут святые, то не стали бы искать иной мистики.
Мне кажется, что вы совершенно верно заметили: нельзя знать то, что не попробовал, что не испытал своим опытом. И нельзя полюбить того, кого не знаешь. Об этом преподобный Силуан Афонский сказал: “кто Бога познал, тот может любить Бога”. Бог дарует нам познавать Себя, Он входит с нами в общение. Именно это - богообщение и богопознание - является сутью церковных Таинств, именно это есть сердцевина жизни церковного человека. Но Бог входит в нашу жизнь не как деспот-сокрушитель, а как дорогой гость; Он не выламывает дверь нашего сердца, но кротко стучится в неё. Иногда Его приход бывает так тих, что грубый человек может и не заметить.
Вы поставили эксперимент, попробовали пожить церковной жизнью и не почувствовали чего-то особо духовного. Но недолго же продолжался ваш опыт. Люди годами доходят до настоящего церковного сознания и правильного понимания духовной жизни. Духовная опытность не даётся дёшево.
Но зачем же я это пишу? Наверное, вы многое понимаете лучше меня. Нужны ли вам мои мутные объяснения? Скорее всего, нет. Да и у меня нет желания в чём-то вас убеждать или разубеждать. Мне-то как раз интереснее просто беседовать с вами, чем отстаивать какие-либо убеждения.
В конце своего комментария хочу порекомендовать вам две книги архимандрита Рафаила (Карелина) - “Церковь и интеллигенция” и “В поисках истины”. Я вспомнил, что в них затрагиваются те вопросы, о которых мы говорили, и мне показалось, что, может быть, вам будет интересно их прочитать. В интернете можно найти их электронные версии.
Reply
Меня вовсе не "тошнило" от себя; близко не было ничего похожего. Меня немного другое зацепило, в той же проповеди. Отец Андрей Кураев там такую ещё идею проводит, что если назрела необходимость, желание по-настоящему больших перемен, и вы понимаете, что своими силами просто не справитесь...вот тогда... Ну, в общем, по прошествии времени я могу только припомнить другую цитату, потому что я убедилась в её правдивости. Не помню, кто это сказал: "У Бога нет других рук, кроме ваших." Примерно так. Не ручаюсь за точность цитаты, но и неважно. А важно, что это правда.-:) И Вы вот это очень точно сказали: "Так что неуверенность в себе компенсируется в христианах надеждою на Бога." Именно! КОМПЕНСИРУЕТСЯ. Очень точно. Только я это считаю однозначно - отрицательным явлением. Потому что как только человек начинает вот таким способом "компенсировать неуверенность в себе" - даже неважно, во что именно он верит...Но здесь такая "карма" вступает в действие; или можно сказать, что жизненный закон. Как только человек снимает с себя ответственность за свою жизнь, или некоторые важные её аспекты - эту ответственность обязательно кто-то подбирает. И в данной ситуации, это организация, система, которая действует от имени Бога; но она состоит из вполне обычных людей. И это ведь конкретное название имеет в церкви - "овцы", "рабы". И "пастыри". Причём за это состояние ещё и так держатся порой. Меня один раз искренне удивило... Одна дама так страстно отстаивала, что она "раб" церкви. Возможно, это, действительно, кому-то нравится... Мне - нет.
Вообще, если точнее быть... Меня "притянуло" не как таковое, православие, а вот эта тонкая, философичная версия православия отца Андрея. Если бы мне ещё несколько лет назад сказали, что я приму православие, я бы к этому просто всерьёз не отнеслась. И не цепляло, и не было близко, и я не хотела даже к этому всему подходить. Но вот - пока не услышала проповедей отца Андрея. Православие бывает разное. Но система одна.-:)
Reply
Хотя - и это не совсем так... В смысле, открытия красоты православия. Именно, это версия отца Андрея. Возможно, это одна из лучших версий православия. Именно, что она немножко иная... Отличная от принятой сейчас "официальной линии" довольно-таки сильно.
Я Тучку и сейчас с удовольствием послушаю. Мне нравятся его мысли. Если случай представится - Тучка не уплывёт опять куда-нибудь в другой город, а наконец-то и Москву своим вниманием не обделит-:), с удовольствием пойду на его лекцию, послушаю. Очень вдохновляет, будит мысль, какие-то новые грани и ходы открывает... Интересно. Он знающий, образованный человек. Оригинальный.
А что до нынешних "пастырей" гундяевской церкви - спасибо, конечно, я посмотрю книжку. Но вот, честно. Как правило, я их дальше нескольких минут записи или нескольких строчек слушать и читать не могу.-:) За очень редким исключением. Уфф... Ну настолько всё это...-:) Это ж всё одно и то же. То, что можно сказать в нескольких словах, нескольких строчках - размыливается на минуты,часы, целые книги...
Тучка - он ещё и как человек интересен. А эти все - они, как правило, скучны. Либо - неприятны. Как Гундяев - он, действительно, умный, но довольно неприятный человек.
Reply
Да. Она вначале и стала - как бы "другой", разделилась на "до" и "после"...
И это тоже не совсем так: "попробовали пожить церковной жизнью и не почувствовали чего-то особо духовного. "
Почувствовала, и радостью наполнилась... Просто это недолго продолжалось. Примерно - первые два месяца после крещения. Воспоминание очень хорошее осталось - именно, от этих первых двух месяцев после крещения. Очень! Но и потом меня периодически тянуло молиться, или - тянуло в храм. Однако, я очень скоро поняла и другое - вот эта версия духовности, церковная жизнь никак не способствует, скажем так, успеху в мирских делах. И даже - наоборот. Для меня духовность неотделима от жизни; это что-то - единое целое. Я не верю в реальность такого рода "контракта" - вот, мы будем в земной жизни молиться, каяться, причащаться, а потом обретём жизнь вечную. Я думаю, что жизнь, мир, в котором мы живём - они устроены немного иначе... Хотя, возможно, и даже - наверняка, в христианстве есть зерно истины. Но это именно зерно.
Reply
Нет. Я, действительно, с удовольствием вспоминаю, с радостью...когда только вера проснулась (это - ещё до крещения, накануне), и мир озарился, осветился каким-то иным светом... Вот, мир Божий. Счастье такое... Как будто больше ничего и не надо. И, я, наверное, отца Андрея понимаю, когда он говорил, что даже поговорка ходила в его студенчестве - "счастливый, как Кураев". Действительно, такое состояние счастья, радости, и как будто больше и ничего не надо.
Но через какое-то время мне в этом тесновато, что ли, стало. Радость потихоньку стала проходить. А вот в этих догмах, прошу прощения, правилах каких-то - как в колодках. Как бы это сказать....в них делать нечего.-:) Вот это я имела в виду, когда написала, что не вижу своего пути в православии. "У всех один путь" не бывает, насколько я понимаю. Если у "всех один путь", то это называется - толпа. И даже в пределах церкви - разные пути (даже в этих, как я назвала - колодках). Вера , конечно, может быть одна, но путь бывает только свой. Или, с самыми близкими людьми - да. Вот, так я это понимаю...
Вспоминать эти моменты мне, на самом деле приятно. Я имею в виду, период - немного до...и немного после крещения.
Reply
Leave a comment