Фото автора Erik Mclean: Pexels
Можно воспринимать эту мою статью как шутку, в которой есть (или нет?) доля правды. Или, наоборот, отнестись к этому серьёзно.
В любом случае, речь идёт о гипотезе. А не пророчестве и даже не о прогнозе на будущее.
Однако, намечаются предпосылки того явления, которое я здесь обозначу.
Я думаю, что в ближайшие 10-15 лет РФ ожидает эпидемия психических расстройств. Я не имею ввиду деменцию (эпидемию деменции уже, с некоторой осторожностью, предсказывают медики). Это само собой.
Думаю, что значительно возрастёт количество психических расстройств среди молодых людей и людей среднего возраста, которым до старческого слабоумия ещё очень далеко. Расстройства могут быть разные. Но психологическими манипуляциями это уже точно не вылечишь. Психотерапией какой-нибудь в стиле "гештальт" и всех прочих.
Насчёт медикаментов не знаю. Вероятна такая ситуация - таблетками всю жизнь глушить. Приглушать, подбирать схемы лечения. Но вылечить не получится. Устойчивой ремиссии не выйдет.
В ситуации Маугли
Все помнят сюжет Киплинга. Маленький мальчик попадает к волкам.
Если это представить себе так - реально. Не только в книге. Младенец попадает к волкам. А он-то человек по рождению. Но он не знает об этом... И у него практически нет шансов об этом узнать.
Его так волки и воспитывают. Своим повадкам учат. А, точнее, с младенчества он волчьи повадки перенимает сам. И даже учат своему волчьему языку, способам общения.
В книге Киплинга Маугли подрастает и совершенно спокойно возвращается к людям. Но в реальности-то так и не происходит. Если кому-то не посчастливилось оказаться "в ситуации Маугли", во взрослом возрасте из такого "маугли" так и не получится сделать полноценного человека.
На что это похоже?
Фото автора Cup of Couple: Pexels
Вот ситуация. Человек рождается от всё ещё русских (пост-русских) родителей. При этом, он практически уже лишён своей культуры. Он растёт и воспитывается в какой-то уже совершенно другой среде, далёкой от русского национального стереотипа и самосознания. При этом, ему подбрасывают странные идеи, которые являются суррогатами, либо продуктами распада "русскости".
Так, получается, по рождению, глубинному стереотипу он русский. Но он не знает об этом. И у него всё меньше шансов узнать о том, что он русский.
И как тут ни сойти с ума...
Узнать - в смысле, осознать. Прийти к русскому самосознанию. Чем младше по возрасту человек, родившейся сейчас в РФ, тем меньше у него шансов на осознание себя как русского. И это уже глубинный конфликт. Это уже не конфликт между традиционными русскими, западными либеральными, восточными буддистскими и какими-то ещё ценностями. В раннем детстве никаких конфликтов ценностей и выбора просто ещё не может быть.
А национальный стереотип не лечится... Можно только невротические или психотические нарушения сгладить, которые образовались в результате такого глубинного конфликта. Когда человек фактически, вынужденно, не живёт своей жизнью. Он как ёжик в тумане.
Нет. Можно вообще отрицать существование национального стереотипа и некую предрасположенность к нему. Можно считать человека, в чистом виде, социальным животным. Вот, где родится, там и обучился социальным повадкам - таким, какие есть здесь и сейчас. Ну и вроде нормально. Хотя бы это хаотическое человеческое стадо - ну вроде вырос, научился, и ничего.
Космополитом, с рождения, стал. Или вообще, человеком не только без роду без племени, а даже без национальности. Но, видимо, так не получается... Вернее, получается, но это знак деградации. Стать космополитом с рождения мало шансов. А вот стать психотиком, в такой ситуации, шансов гораздо больше.
Про либерализм, космополитизм и секты.
Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels
В 90-е годы происходил следующий процесс, после освобождения от "совка". Молодых людей и людей среднего возраста тех лет интересовало, как правило, всё, что угодно, кроме своей традиции.
Мало кто обращался к православию и даже к русской философии, русской литературе. Но зато все стали толерантно открыты к разнообразным новым возможностям. К доморощенным возможностям. К западным. К восточным. К любым.
Кто-то попадал в секты. Причём деструктивные культы тогда ещё не научились распознавать.
Некоторые ни в какие организации не ходили. Просто изучали какую-то экзотическую философию, практики.
Многие интересовались оккультизмом - кто колдунами, магами, целителями, а кто - более рафинированными учениями. Астрологию изучали.
Другие шли к тренерам психологических тренингов - тогда, в основном, к западным. Своих ещё не успели научить. Это, как правило, никакие не секты. Здесь можно говорить только о противоречиях и несовместимости со своей традицией.
В общественные организации шли, не обязательно религиозные или философские. Ключевое - не православные, не русские. А так - любые. Космополитические, за права человека, против насилия и т.д.
В общем (вопреки ожиданиям русских православных консерваторов, традиционалистов) интересовались чем угодно, кроме своей традиции. Причём стремление к такому познанию тогда было очень сильным.
Этот процесс заметил диакон Андрей Кураев. Видимо, это ему и помогло стать самым успешным миссионером. Он увидел реальный процесс, и на него отреагировал. А не ждал, когда, после падения коммунистического ига, все сами придут к православию. Нет, этого как раз не произошло. О. Андрей был совершенно прав, когда отметил мрачное нелюбопытство к своей традиции.
Если бы этот процесс заметили также благонамеренные русские политики - тогда, в то время! Возможно, наверное, было бы создать не твердолобую, современную русскую партию, которая набрала бы сторонников. Сейчас уже точно надо делать что-то другое. Но тогда ещё возможно было и "политическое миссионерство" в русском ключе. Но русские политики проморгали этот процесс.
А чем всё это закончилось? В смысле, увлечение и вовлечение в разные культы, изучение экзотических теорий и практик, а также западных психологических течений. Изучение "не-традиции".
Это различное продолжение имело. Как относительно конструктивное, так и нейтральное; но иногда и печальное.
Да, относительно редко это заканчивалось совсем печально, а, тем более - непоправимо (в смысле, самоубийствами адептов). С ума обычно не сходили. Понятно, что какое-то количество людей трансформировались в сектантов или другие специфические типы.
Однако надо отметить важный момент. Экспериментировали с какими бы то ни было учениями и практиками взрослые люди. Чаще всего, молодые, тем не менее - взрослые люди. Люди, которые воспитывались ещё в русской культуре. В атеистической школе, в несчастных (как правило) советских семьях, и всё же с устойчивой национальной идентичностью.