Click to view
* * *
Тем, кто реабилитирует Ивана Грозного и видит благо в крепостном праве, но при этом считает себя последователем Махнача, хорошо бы послушать эту его лекцию. Здесь Махнач открытым текстом говорит: "Сегодня мы будем коллекционировать уголовные преступления Ивана Грозного".
Но вот, нашёлся в то время священномученик Филипп, который обличил преступления власти. Не побоявшись царя, вернее, тирана.
Махнач именно в этом периоде правления Ивана Грозного видит предпосылки для последующего закрепощения крестьян. В смысле, тиран эти предпосылки создал. Однако для нас сейчас гораздо актуальней то, что в этом же историческом периоде, видимо, надо искать предпосылки всех этих сталинско-гулаговских дел. С их последующей эволюцией...которая продолжается. Увы.
Неслучайно двумя любимыми царями большевиков были Иван Грозный и Пётр Первый (два тирана в русской истории, по мнению Махнача).
Насколько сам почерк репрессий Ивана Грозного напоминает стиль сталинских репрессий. Да и не только самих репрессий. А весь стиль правления - до боли знаком и хорошо узнаваем. Здесь присутствует органическая взаимосвязь.
Главное, это не исчерпается само по себе. О чём Махнач и предупреждал.
Никакие последующие поколения это не решат. Даже для нынешних поколений, которые сейчас в юношеском возрасте, Махнач - это дедушка, которого они вряд ли даже вживую видели... Не говоря уж о предыдущих поколениях русских мыслителей, историков, государственных деятелей и т.д., которые уже и для нас более или менее абстрактны. Общее образование в русском ключе, чтение книг философов, русских писателей, в таком контексте, совершенно бесполезно. Потому что планомерно размывается почва. И уже критически высокое содержание гнилостности. Так что, наоборот, русская литература будет отторгнута "за ненадобностью" и те концепции, которые в ключе русской культуры.
Вообще, в себе надо искать, в первую очередь, если не корень зол, то уж источник имеющихся характерных проблем - точно. Если, например, предательство - главная проблема, то, скорее, всего, предателя стоит искать в себе. Тогда как внешнее - это отражение внутреннего.
Какие-то "альтернативные" построения оказались важней - это одна сторона медали. Но оправдывать крепостничество, оправдывать злодеяния Ивана Грозного (в том числе молчаливо оправдывать, закрывая на них глаза) - это оправдывать зло. И после этого, что удивляться, что русский дух как-то не просыпается... Все разбегаются и предают...
Невозможно, ни в какой ситуации, если идёшь к свету, пользоваться теми средствами, которые предлагает тьма. Верней, можно, но оно обернётся во зло. Вельзевула изгонять силами Вельзевула - это бесперспективное дело.
Вот продолжение - "Итоги правления Ивана Грозного"
https://www.youtube.com/watch?v=ZYAFrlSJh_s.
Ещё одна ключевая лекция Махнача - про Ивана Третьего. Там о создании государства.
Вот важно почувствовать разницу... Увидеть. Причинно-следственные связи увидеть и почувствовать разницу. Если вникнешь один раз, то уже здоровье с болезнью, по крайней мере, не перепутаешь. Смешиваться не будет одно с другим.
Не всегда надо знать много. Прочитать много книг...это хорошо, полезно. Если время и силы есть. Склонность такая есть. Но важно увидеть ключевое.