Mar 30, 2020 04:17
Люблю Тучку. И Бориса Гребенщикова тоже люблю. Оба человека - замечательных. Но говорят о взаимоисключающих вещах.
В чём суть тучкиной миссионерской деятельности? По-разному, конечно, можно к этому вопросу подходить. Скажем так, можно давать различные описания всей красоты сложности миссионерской деятельности о. Андрея. А он и философ, и богослов, и очень образованный, интересный и умный человек...
А можно по-простому. Так, почти что по-детски. В чём суть тучкиной миссионерской деятельности? А в том, чтобы вывести людей как раз из той системы, которую разворачивает Борис Гребенщиков. Вот, скажем, это тезис - все религии учат одному и тому же, в основной, глубинной сути - о. Андрей посвятил немалое количество лекций, и книг, чтобы именно этот тезис разрушить. И этот "класс мировоззрений", что ли. Особенно в начале своей миссионерской деятельности. И довольно успешно это сделал.
Однако это глубинное противоречие. Оно не про Тучку и не про Бориса Гребенщикова. Хотя, я думаю, когда оно решится, я их так же буду любить. Или даже ещё больше. Когда решится это противоречие, я думаю, многое изменится, для меня. Только я не думаю, чтобы это так уж скоро произошло.
В чём упование..? В Символе Веры..?
Когда Евангельской истиной проникаешься, и слышишь слово Христа - так понимаешь, что лучше ничего нет. В том, что в христианстве писали о мучениках, о святых, может быть, много сказочного. Или, возможно, почти всё... И всё-таки есть правда. Я вот, например, не просто верю, а ясно представляю (и потому верю), что апостолы или мученики шли за Христом хоть на крест, хоть ещё на какие страдания. Почему? Потому что лучше того, что открывает Христос, ничего нет. А это всё - суета, земной мир. Суета, по большому счёту, по сравнению с тем, что открывает Христос. Так что, что-то и сказки - в предании, в церковной истории. Но есть и правда. И, в основном, в том, что открывает Христос...
Только в Евангелии Символа Веры, как такового, нет. Символ Веры позже придумали. И можно говорить, что он и есть суть Евангелия... И основная суть веры. И это вполне аргументировано. Это одна сторона...
Другое - концепция кармы. В христианстве признали давно, что собственно с христианством она несовместима. И тот же о. Андрей этому вопросу посвятил немало интеллектуальных сил. И логично у него всё... Аргументы красивые, убедительные. С глубоким пониманием сути, что важно.
И вот всё-таки моё сердце говорит другое... У меня остаётся это еретическое (с точки зрения христианства) предположение, что, может быть - да, на уровне логики, на уровне ума, одно с другим несовместимо. Концепция кармы несовместима с Евангелием. Но на каком-то другом уровне, в действительности, этого противоречия нет. На каком-то другом уровне постижения реальности, скажем так. Но он доступен..? Или возможно сделать его доступным...? Или, проще говоря - узнать правду, понять суть. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся..."
Борис Гребенщиков говорит - надо медитировать. Он в недавних интервью это очень настойчиво говорил - несколько раз, что медитации надо обучать ещё со школы, с детства. Потому что это единственный способ управлять своей жизнью. Единственный способ! О как!
Я не уверена в том, что это единственный способ... Однако, какая разница, единственный он, не единственный? Если он действенный. И если ещё, к тому же, не травматичный. Правильно медитировать. :)
Насчёт управления своей жизнью. В православной культуре, надо сказать, сделано всё для того, чтобы человек лишился возможности управлять своей жизнью. Именно эта возможность там ну просто всеми способами блокируется. Со всех сторон. Впрочем, есть выбор. Оставить всё и идти за Христом. Нести свой крест. И некоторые люди делают такой выбор... Люди, принадлежащие в полной мере, православной культуре. И эти люди преображаются. Они служат примером. И они служат. О них не скажешь, что они не управляют своей жизнью. Они свободны. И вступают в противоречие с церковной системой... Однако это, пожалуй, единственный выбор в рамках православной культуры... Единственный выбор, открывающий путь к свободе.
Спасение... Спасение, в православном, христианском понимании. Вот, оно после смерти грядёт. После Страшного суда. Или не грядёт. Личные усилия, в этом плане, не то, чтобы бесполезны. Но ими одними не спасёшься. Или вообще они не играют роли..? Очень запутанный вопрос. Господь Бог может и разбойника помиловать. А кого-то близкого к святости - помилует ли..? Однако Господь Бог же так человека сотворил, что личные усилия для него (человека) важны. Личные заслуги, личные усилия. И человек накапливает капитал - не только материальный, и не всегда материальный. "Богатство на Небесах" тоже накапливает. Вопрос. А это играет роль..? И какую именно? И вот здесь уже "кармическая логика" вступает в силу.
Напрасна ли жертва Христа при условии, что "кармическая" (причинно-следственная) логика тоже действует? Этот тезис о. Андрей одно время очень активно отстаивал - что, если мы принимаем кармическую философию, это значит, жертва Христа напрасна. Потому что своими усилиями можно спастись. Исчерпать карму... И спастись своими усилиями. Только, собственно, почему это надо понимать так линейно..? Вот, одно исключает другое.
Вот так. Либо ты - малое дитя. Либо - мудрец, святой старец. А между этими двумя полюсами нет ничего, что ли? Если малое дитя, младенчик - его да, только спасать. От смерти спасать каждый день, окружая заботой. Потому что он сам ещё ни ходить, ни говорить не умеет, ни мыслить... Но все эти способности проявляются и развиваются, по мере роста.
Бог,
человек,
медитация,
Тучка,
христианство,
свобода,
правда,
Борис Гребенщиков,
Евангелие,
православие,
философия,
Андрей Кураев,
выбор