Тоже модерн

Nov 26, 2019 22:39

Подобное отзывается подобным. Только заговорила про модерн, как нежданно явился образчик. Мягко говоря, не самый лучший. Но это тоже модерн.

Довелось побывать сегодня на станции метро Славянский бульвар. Здесь справедливы будут слова Махнача - "липнут к модерну". Потому что как сделана станция метро - и это тоже модерн.

Топорная стилизация. Дешёвая. Безвкусная. Но "прилипающая к модерну".

Махнач говорил, как только начнут строить в стиле модерн - архитектура появится в стиле модерн! Вот что важно. Это будет знаком начинающегося возрождения России. Это означает, что перебросили мостик. Чуждое отторгается. А своё Возрождение - сколько бы его ни вытравливали "вонючие большевики", прорастает.

Тенденции и люди модерна

В.Л. Махнач так видел тенденции в истории начала прошлого века. Две основные тенденции - к возрождению, к выходу из надлома (в архитектуре и искусстве Махнач её связывал с модерном) и к деструкции (это "революционные стили" авангард, конструктивизм). Причём Махнач не упрекает и не обвиняет мастеров. Он говорит, что они видели разное.

Мастера модерна видели этнос, выходящий из надлома - это совсем другое качество не только искусства, но и жизни в целом. Это и быт, и повседневность другая, и многообразие. При том, что модерн, во всём многообразии, становился имперским стилем. И царь другой - новой эпохи. И, кстати, Петра Аркадьевича Столыпина он считал человеком нового времени. Реформы Столыпина, по мысли Махнача, могли навсегда отсечь крестьян от революции. Просто крестьяне бы сами никакой революции не захотели, и разогнали бы дубьём всех революционеров.

Другие мастера видели деструкцию, эстетику толпы. Это авангард, конструктивизм. К сожалению, победила деструкция. И русское Возрождение в начале прошлого века украли.

Но! Ещё не всё потеряно. Мы всё время перебрасываем мостик. Светлое не совсем погибает, но возобновляется. В наше время это выражается в симпатии к модерну многих людей. Модерн словно вновь прорастает.

Мне-то, кстати, в студенческое время больше нравился авангард. Иррациональность, и даже деструкция нравилась. Всё это казалось оригинальным видением. С точки зрения Махнача, я, значит, была в то время "заказчицей на разрушение России". А модерн я много позже узрела... Тогда как-то он не трогал сердце. Противен, конечно, тоже не был. Но и особенного отклика не находил.

Модерн стоит внимания. Стоит побывать только лишь в особняке Рябушинского, чтобы увидеть, насколько это другая среда. И это же семейный особняк. Не какое-то высокое искусство, далёкое от жизни. Такой могла бы стать повседневная среда. А что, если в такой среде вырастет ребёнок? Не просто прийти в музей, а вырасти в такой среде! Это же совсем другое сознание, мировосприятие... И даже Максим Горький особняк не испортил, хотя и оставил неприятные следы. Жил там. И сейчас это музей Горького... Ненавидел особняк. Но всё-таки не уничтожил. Особняк жив. Правда, когда выходишь оттуда, погружаешься в некоторое уныние. Потому что сравниваешь и видишь, в какой убогой среде мы, преимущественно, живём - по сравнению с этим особняком в стиле модерн. А мог бы стать распространённым стилем. Да ещё и в многообразии...

С такой точки зрения. О. Андрей Кураев, ни человек ли модерна? Я думаю, можно на него посмотреть через такие очки. :) Красота сложности мысли - богословского, философского осмысления истории и нынешней жизни. При этом, о. Андрей русский и православный. Священнослужитель. Учёный, образованный, а не какой-нибудь босоногий хиппи. :) Совсем не похож на батюшек традиционно-кандовой формации - с пуганием муками ада, с предписаниями длины юбок для храма и пр. узнаваемыми особенностями. Не глубинно-православный хамоватый "старец" из леса. Не какой-то ещё узнаваемый православный типаж из числа тем, которые, по-моему, будущего не имеют. Такие позиции не имеют будущего - ни инквизиторское это запугивание, ни преследование инакомыслящих, ни характерная агрессия и злоба, ни хамоватая простоватость вкупе с нетерпимостью к иным точкам зрения. Да ещё и с женоненавистничеством. Всё это не имеет будущего, сами эти подходы. Скорей всего, они просто уйдут.

Тогда как о. Андрей совсем другой. Его и к какому-нибудь "типу" не отнесёшь. Он такой, какой есть. Единственный и неповторимый. :) Вместе с тем, он служит примером. Примером красоты сложности. Не клон из прошлого. Но и не какой-нибудь новомодный модернист, которого занесло течением ни пойми куда. О. Андрей остаётся в русле традиции. Что важно! Одновременно, совсем другое качество на уровне подхода, осмысления...

Это, кстати, готовая тема для диссертации - "Диакон Андрей Кураев как человек современного модерна." :)

Сейчас...

Сейчас всё, в каком-смысле, наоборот. Перевёрнуто. Не модерн, во многообразии, разросся, распространился. И плоды приносит на любой вкус... Нет. Не русское Возрождение. А, наоборот, нас сверху как будто бы накрыло колпаком. И росткам приходится пробивать асфальт...

Но впадать в уныние, я думаю, не стоит.:) Господь с нами. Всё ещё возобновится.

наше время, история, архитектура, искусство, Андрей Кураев, Владимир Махнач, культура, модерн

Previous post Next post
Up