Грустный христианский реализм

Jul 04, 2019 12:13

Православное христианское мышление очень материалистично. Я бы так выразилась - "прибито к земле" материальным. И в этом всегда чувствуется какая-то безнадёжность. Это не тот крест, который нести радостно, ибо "иго Моё благо, и бремя легко...". Это что-то безнадёжно прибивающее к земной юдоли.

Может быть, в результате этого свойства православного мышления именно в России укоренился диалектический материализм? С идеалом построения светлого коммунистического будущего. Ведь этот идеал вполне научно реализуем - по крайней мере, так предполагалось в научном коммунизме. Земной рай грядёт - в высоко развитом обществе сознательных людей. Где каждому будет - по потребностям (это идеал коммунизма). Пусть всё это тоже - в далёком туманном будущем, но на земле, а не на Небесах.

О. Андрей любит останавливаться и в лекциях, и в беседах с журналистами на проблеме возрастных циклов, включая кризисы. Как-то он на вопрос о смысле жизни очень интересно ответил. В таком ключе, что смысл земной жизни - это потерять все зубы, потерять свою альфа-самцовость, чтобы понять, что главное - Бог. Очень своеобразно.

В "женских вопросах к Церкви" вот тоже - говорит о том, что в 4 классе актуальны проблемы ябед и воровства, а в старших классах, скажем, трагедия неразделённой любви. И курс изучения православия надо выстраивать ориентируясь на потребности ребят. И я здесь с ним полностью согласна. И про гомосексуалистов в связи с проблемой суррогатного материнства тоже интересно. Оказывается, немолодые и богатые геи обращаются для "производства ребенка" (то есть к услугам суррогатного материнства) примерно в возрасте кризиса 40-45 лет, когда человек задумывается о перспективах одинокой старости. И ребенок, если раньше была в тягость сама мысль о нём, перестает восприниматься как обуза. Однако, по мнению о. Андрея, "благополучное" решение этой задачи (то есть посредством производства ребенка от суррогатной матери) лишает гея шанса на покаяние, пусть даже предсмертное. Потому что у него "и так всё хорошо". И ребёнка дал Бог.

Я думаю, "фатальная" физиологическая заданность возрастных периодов всё же будет преодолена. Собственно, это сейчас уже происходит. Медицински. Операционно и с помощью разнообразных омолаживающих средств - начиная от эффективной косметики (различных лифтинг-кремов и пр.).

Пластические операции станут общедоступны - как это произошло и с мобильными телефонами, которые поначалу были знаком высоких доходов и элитарного социального статуса. Да и со всеми новшествами происходило нечто подобное - и с компьютерами, а ещё раньше - с автомобилями. Вначале всё это было доступно узкому кругу. Но вскоре становилось массовым явлением. Так же и с возможностью медицински помолодеть.

Не уверена, что это хорошо. Это унификация своего рода. Вот, "все молодые". Но так, скорей всего, произойдёт. В перспективе, возможно даже, станет частью повседневной гигиены. Скоро все будут "молодыми".

Медицинский путь не единственный; а, скорее, самый простой и понятный. Однако возрастные границы относительны и в плане внутренних психологических ресурсов. Не вполне, а лишь отчасти, заданы естественными физиологическим процессами в организме.

Я-то испорчена различными оккультно-эзотерическими, восточными буддистскими, энергетическими, трансово-медитативными и подобными практиками. Да ещё и современными технологиями личностного роста и достижения успеха. Вот какое во всём этом рациональное зерно? По-моему, совершенно справедливо утверждают адепты подобных практик, что происходящие в жизни человека неудачи и вообще - негативные события, во многом обусловлены ограничениями его ума и определённым набором убеждений.

Чудесного вроде особенно ничего нет в этом самосовершенствовании посредством практик. Какое особенно-то чудо в том, что человек меняет свои убеждения? Тем более, меняет вполне целенаправленно. Избавляется от нежелательного психологического наследия. Однако в результате подобных внутренних трансформаций порой, действительно, происходят чудеса. В основном, в виде других событий, изменений в жизни. Роста дохода, в частности.

Таким чудом может стать и молодость. Человек молодеет. Или - не то, чтобы не стареет вовсе - возрастные физиологические изменения всё равно, конечно, происходят. Но стареет как будто бы замедленно. Очень длительное время сохраняет форму и бодрость духа. И выглядит моложе своих лет (что, впрочем, уже само по себе относительно - как и в каком возрасте выглядит человек).

Однако ни повествует ли Библия о подобном? О том, что возрастные границы в некоторых ситуациях преодолеваются. И, скажем, женщина рожает ребёнка тогда, когда по законам биологической природы это уже невозможно. Да и само Евангелие, в каком-то смысле, весть о нарушении законов естественной природы.

Разного рода практики - дыхательные ли, "энергетические" и др. мне порой представляются калькой с Евангелия. Хотя это, наверное, и не вполне справедливо по отношению к буддистским, даосским и вообще - дальневосточным практикам, выросшим из другой культуры. Однако, особенно, те технологии, которые пришли с Запада, и вообще - придуманы недавно, они как будто бы подражают Евангелию. Уже по тому, как они построены, по шагам.

Только в новых техниках самосовершенствования и достижения успеха присутствует один важный нюанс - именно на уровне убеждений. Вот, взять то, что для своей выгоды. Для себя, для удовлетворения своих потребностей. Тогда как Сам Христос не нужен. Христа как-то оставить в стороне, что ли... А так, и Библия - источник мудрости. И Евангелие. Почему нет? Только, желательно, без Христа. Это не говорится прямо. Скорее, подразумевается. Это своего рода течение.

Тогда как в христианстве наоборот. Без Христа не нужны никакие чудеса.

Однако привычно-унылое или мазохистское несение креста, безнадёжно прибивающего к земле, думаю, станет анахронизмом. И "спасение скорбями" окончательно выйдет из моды.

Бог, Библия, человек, молодость, христианство, религия, православие, мысли, Андрей Кураев

Previous post Next post
Up