Не в первый уже раз встречаю на просторах русскоязычной сети дебаты на тему «после 30 уже поздно» (рожать, получать профессию, путешествовать, работать, танцевать, жить - что угодно, причем для обоих полов). У меня на сей счет есть свое сложившееся мнение, так что я бы подобные дебаты просто равнодушно пролистывала, если бы не одно «но»: участники их с обеих сторон активно ссылаются на «а вот в первобытных племенах»… Всегда подразумевая, что у «естественного человека» все начиналось и заканчивалось сильно раньше, чем у нас, продуктов цивилизации. И, знаете, как-то поднадоело натыкаться на такое. Оставив в стороне вопрос о том, что Naturvölker в идеально чистом виде уже давненько (лет эдак пару-тройку тысяч как) не существует - вспомним, что у современных «первобытных народов» (охотников-собирателей) в этом плане тоже все очень неоднозначно. Как, например, обстоят дела с возрастными периодами у традиционных бушменов - тех, что еще в 70-80х гг. прошлого века жили практически исключительно охотой и собирательством и активно изучались антропологами?
(Сводная информация по N. Howell, “Dobe !Kung”, но есть и много других исследований того же рода).
Детство у бушменов долгое: примерно до 16-17 лет, когда у девочек в среднем происходит первая менструация, а мальчики добывают свою первую крупную добычу (антилопу иланда или аналогичную по размерам - т.е. примерно с корову). До этого возраста дети обоих полов живут совершенно беззаботно, обязанностей у них никаких, они только играют (и в игре естественным путем осваивают многие взрослые навыки - ведь дети всегда подражают старшим). Впрочем, и после инициации ситуация не сильно меняется: некоторые обязанности появляются, но еще не в полном размере. Так, девочка уже может полноценно выйти замуж и начать половую жизнь (хотя первого ребенка бушменки в среднем рожают не раньше 20ти, а то и позже), но обязанности по хозяйству у нее пока минимальны, в целом считается, что она еще подросток и только учится взрослой женской жизни. А парням полноценная женитьба вообще не светит раньше 25 лет (чаще позже), т.к. ни одна девушка не выйдет и ни один родитель не выдаст дочь за подростка-неумеху, каковыми парни и считаются еще долгое время после своей охотничьей инициации. Ведь молодой муж обязан обеспечивать мясом, медом и шкурами не только жену и детей, но и тестя с тещей! Можно сказать, что бушмены обоих полов между 16 и 30 годами - это аналог наших студентов.
Стать полностью независимыми от родителей (чаще всего родителей жены, реже мужа) супруги-бушмены могут только с рождением третьего ребенка. И если учесть, что средний промежуток между родами у бушменов - 4 года, то легко подсчитать, когда это происходит: в районе 30 для женщин, для мужчин еще позже.
После 30-35 «студенчество» заканчивается, бушмены обоих полов считаются уже полностью взрослыми - но еще не «состоявшимися взрослыми», а, так сказать, аспирантами-МНС или молодыми специалистами. «Пик карьеры» у мужчин-охотников начинается не раньше 40ка и продолжается в среднем до 60-65ти. После этого возраста охотник имеет право «выйти на пенсию» (и заняться, например, обучением молодежи или воспитанием внуков), но многие продолжают активно охотиться даже после 70-ти. Причем ученые подсчитали, что больше всего пищи в пересчете на калории добывают как раз охотники в возрасте между 55 и 70 годами!
Женщины заканчивают рожать в 45-50 лет (да, роды после 40-ка у бушменок не редкость) и постепенно (одновременно довоспитуя, иногда и докармливая грудью, своих самых младших детей) переходят в разряд мудрых и активных бабушек: занимаются собирательством в буше (теперь, без грудных младенцев на руках, этому можно посвятить куда больше времени!), всяческим рукоделием (например, изготовлением украшений для себя и родни, иногда для обмена и продажи), обучением молодежи и общением с внуками . Многие женщины в этом возрасте становятся известны как знахарки-травницы, к ним ходят лечиться. В общем, это то самое время, когда женщина может, наконец, в полной мере заняться всем тем, на что у нее раньше могло не хватать времени из-за беременностей, родов и младенцев. Период активности, а не «сидения в углу и подготовки к неминучей смерти».
В общем, вспомните о бушменах, когда вам в следующий раз скажут что-нибудь вроде «тебе уже поздно, ползи потихоньку на кладбище» и сошлются при этом на абстрактную «первобытность».