Интервью с Константином Хараламбиди-Кот-Оглы

Feb 20, 2012 14:16


О судьбах понтийства и о святостиБеседа с режиссером Константином ХаралампидисомСегодня человеку свойственно всячески оправдывать себя. И как важно для него услышать слово, которое не будет потакать его слабостям. Жития святых мучеников и жизнь безвестных героев веры указывают нам честный и прямой путь к Богу. Об этом, собственно, я и снимаю свое кино.


Несколько уточнений:

1. Не вполне правильно (вероятно, на слух) записаны понтийские слова в начале интервью: должно быть "эси па ромеос исе?"

2. Нельзя сказать, что "почти все греки, жившие под гнетом турок, исповедовали Православие тайно". Тайных христиан было действительно много, но большинство все же исповедовало христианскую веру открыто (что, конечно же, было сопряжено с большими трудностями и опасностями, с поражением в гражданских правах и т.п.).

Также не вполне согласна с уважаемым Константином Хараламбиди в том, что различие между эллинами и понтийцами "существует в том смысле, что мы просто не знакомы с частью их жизни". На самом деле различия гораздо более давние и глубокие: в силу исторических обстоятельств понтийцы долгое время развивались совершенно независимо от греков Греции (Эллада в византийские времена была глухой провинцией и оставалась таковой долгое время и под османским игом, а после обрела политическую независимость и отдалилась от Понта еще больше). Культура Эллады испытала на себе значительное итальянское и славянское влияние, не затронувшее понтийцев. Понтийцы же, в свою очередь, живя бок о бок с народами Кавказа, впитали многое из культур этих народов: кавказские языки оказали определенное влияние даже на грамматику понтийского языка. Смешивались не только культуры: в этногенезе понтийцев принимали значительное участие армяне-халкидониты (так, святой праведный Феодор Гаврас, основатель понтийской государственности, был отпрыском греко-армянского рода), не редкостью были и браки с православными грузинами, осетинами и т.п. (существовала даже субэтническая группа адыгоязычных понтийцев).

Причем стоит заметить, что кавказское влияние, которое испытали понтийцы, было более органичным для греческой культуры, чем итальянское или славянское, которое имело место в Элладе: греки активно взаимодействовали с народами Кавказа и Ближнего Востока уже со времен Александра Македонского, а в византийские времена "культурное сотрудничество" с Кавказом и подавно стало постоянным (так, в жилах многих византийских и трапезундских императоров текла и армянская, и грузинская кровь). В том числе и поэтому в понтийской культуре сохранилось гораздо больше архаичных, древнегреческих и византийских черт, чем в элладской.

христианство, история, ромеи, national cause, понтийцы

Previous post Next post
Up