Появление моды на ароматические средства вполне можно отнести к заслугам разнообразных монархов. Их пристрастия дали жизнь многим известным ароматам и даже парфюмерным домам, и давние времена, и сейчас. Все знают, что Людовик IV цитрусовые и травяные запахи, Наполеон - "кёльнскую воду", названную после одеколоном, и представлявшую тогда смесь из бергамота, лимона и розмарина. А что же их женщины, королевы и императрицы?
Старинные флаконы для духов
Кстати, именно во времена Наполеона произошло разделение ароматов на женские и мужские.
Несмотря на «аскетизм» самого императора, во времена Директории в моде оставались утончённые вкусы. В то время как Жозефина питала пристрастие к ванили, корице и гвоздике, мадам Тальен (одна из самых выдающихся женщин того времени) проявляла любовь к ваннам, ароматизированным фруктами и цветами.
Старинные флаконы для духов
Цивилизованность приносила свои плоды. В парфюмерии возникли романтические настроения. Появился вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Политические интересы на Востоке напомнили о себе ароматами амбра, сандала, мускуса, пачули, цивета и гелиотропа. Одновременно парфюмерное производство превратилось в искусство: Виолле, Легран, Любин, Герлен составили свои первые собственные композиции ароматов.
Духи Герлен и духи Любин
В конце XVIII века специально для Марии Антуанетты был создан легендарный аромат, впитавший в себя роскошь версальского сада. Со временем парфюм во флаконе из чёрного нефрита стал настоящей семейной реликвией. Его формула была сохранена Пьером-Франсуа Любином, находчивым учеником Жана-Луи Фажона. Благодаря сообразительности помощника парфюмера этот образец роскоши и изысканного вкуса в наше время смог возродиться под названием Black Jade, принеся славу бренду Lubin.
Восстановленный аромат Black Jade и его обожательница
В 1873 году Генрих Брокар преподнёс букет из восковых цветов посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, в котором все цветы имели свой естественный запах, т.е. роза пахла розой, нарциссы - нарциссами, фиалки - фиалками, а ландыши - ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! И Брокар был удостоен звания Поставщика Великой княгини Марии Александровны.
Великая княжна Мария Александровна
Старинные флаконы для духов
В 1882 году духи «Букет императрикс» были одними из лучших творений Генриха Брокара - так Брокар решил воссоздать аромат букета, преподнесённого княгине. Был ещё один букет, но о нем - позже...
К концу XIX века популярность вновь завоевали цветочные ноты. Любила их и последняя российская императрица Александра Фёдоровна. Воздух в её комнате всегда был наполнен ароматом ландышей и сирени, которые целыми корзинами поступали во дворец с Ривьеры. Из духов же предпочтение Александры Фёдоровны было отдано «Белой Розе» фабрики «Аткинсон». Хотя злые языки, не очень любившего императрицу, двора утверждали, что она обожает трехрублевую "Вербену".
Духи "Белая роза"
О "Любимой букете императрицы" любимых духах вдовствующей императрицы Марии Федоровны, созданных для неё Августом Мишелем в 1912 году, и трансформированных позже, после революции, в "Красную Москву", вы конечно же знаете. Букет этих духов представляет из себя смесь основ ириса, фиалки, гвоздики, со значительной долей жасминной эссенции.
Стенд духов "Красная Москва"
Сохранила история сведения и о пристрастиях других известных особ. Например, особого внимания австрийской императрицы Елизаветы Баварской удостоился аромат Fantasia De Fleurs, а Елизавета II с любовью отзывалась о Chloe Narcisse и Fleurissimo.
Fantasia De Fleurs и императрица Елизавета Баварская
Современные королевы и принцессы любят духи не меньше своих предшественниц. Их вкусы, ставшие достоянием общественности, приоткрывают перед нами тайны утончённости и стиля, перед которыми не могут устоять даже короли.
Так, в парфюмерном арсенале Уоллис Симпсон, ради которой отрёкся от престола Эдуард VIII, особое место занимали ароматные композиции от Guerlain. Сердце супруги герцога Виндзорского навсегда было отдано не только возлюбленному, но и шипрово-фруктовому запаху Mitsouko с нотами персика, специй и дубового мха.
Mitsouko и Уоллис Симпсон
Самым запоминающимся из благоухающего «гардероба» Уэльской принцессы Дианы стал аромат 24 Faubourg от Hermes. В его основу заложены экстракты жасмина, гардении и туберозы. Особую изюминку парфюму придают ноты ириса, гиацинта и иланг-иланга на фоне сладковатого сандала и дымного янтаря.
24 Faubourg и принцесса Диана
Кейт Миддлтон, одна из признанных современных икон стиля, в юности отдавала предпочтение Dune от Dior. В состав этой необычной парфюмерной композиции входят ваниль, сандал, розовое дерево, жасмин, лилия и иланг-иланг. Сложный насыщенный аромат «Дюны» словно сигнализирует о том, что его поклонницы обладают непростым характером.
Dune и Кейт Миддлтон
Старинные флаконы для духов фирмы "Брокаръ и К"