После недавнего моего поста о "черной королеве" Франции Екатерине Медичи, в одном из личных сообщений меня спросили: правда ли младший сын Екатерины, слабовольный и экстравагантный Генрих III был голубым? Ведь на его портрете в ухе четко видна серьга.
Я бы не стала оценивать сексуальную ориентацию Генриха, только по наличию в ухе этого украшения. Генрих, конечно, носил серьгу. Мало того у него было несколько любимчиков - миньонов. Но для выводов слишком мало фактов.
А если говорить только о серьге, причем в рамках исторической достоверности, то нужно признать: серьги появились именно как мужское, а не как женское украшение.
Уже в древней Азии семь тысяч лет назад уже существовали искусные мастера, делавшие серьги для мужчин. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме. Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией.
В средние века в Европе мужские серьги переживали то периоды ренессанса, то, наоборот, падения.
Например, в XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное "по образу и подобию". Этот запрет коснулся и прокалывания ушей.
Поскольку сфера влияние церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились.
Причины для ношения серег у этих товарищей были разные. Цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному "дну". У пиратов серьга означала захваченный им корабль. Мореходы одевали серьгу после пересечения экватора. Такой моряк, кстати, имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол.
Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом - единственный сын у родителей. В обоих ушах - последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло.
Эпоха Возрождения серьги и их носителей реабилитировала. Де юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли.
Да действительно - на портрете французского короля Генриха III заметно, что его ухо украшает серьга. Однако не он один носил серьги и прочие украшения. Антуан де Бурбон, отец Генриха IV , и сам Карл IX тоже носили серьги. Маршал Филипп Стрози, в мужестве которого никто не усомнится, носил в ухе жемчужину. Роббер де ля Марк, из дома герцогов Буйон, вообще имел обыкновение покрывать себя драгоценностями. Франсуа де Карнавале без всяких колебаний надевал жемчужное колье. Таким образом, король лишь следовал моде времен Франциска I. Пройдет мода и он откажется от этого.
На Руси мужчины также не пренебрегали серьгами. Со времен древних славян до XII в. витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, - «серьгач»
Во время боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью. Объяснялось это тем, что украшения были мало различимы из-под длинных париков. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. Во времена елизаветинские парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.
Что до нашего времени, то я не берусь трактовать серьги - одну или несколько, в правом или левом ухе мужчины. Но, думаю, тоже есть свои значения. Историки позже разберутся.
Король Франции Генрих III