В целом государственная пропаганда не способна убедить общество. Она даже может вызывать обратный эффект, приводя к широкому распространению недоверия к власти.
Самое большее - пропаганда может «оседлать» уже существующие мнения и позволить людям выражать взгляды, которые в противном случае считались бы социально неприемлемыми. Почему в таком случае некоторые люди в авторитарных государствах ведут себя так, будто им промыли мозги: в едином порыве вскидывают руки в жесте, приветствующем фюрера, покупают миллиарды значков с председателем Мао, рыдают на похоронах Ким Чен Ира?
Ответ прост. Любой авторитарный режим, опирающийся на пропаганду, внимательно следит за признаками неповиновения и жестоко их подавляет. Отказ от жеста нацистского приветствия воспринимался как символ «политического нонконформизма», что могло повлечь за собой смертный приговор. В Северной Корее любое проявление недовольства может обернуться заключением всей семьи в лагерь. Перед лицом таких угроз нельзя ожидать, чтобы люди выражали их истинные чувства. Описывая свою жизнь во время Культурной революции, китайский врач вспоминает: «Чтобы выжить в Китае, нельзя ничего показывать окружающим». Этому вторит признание северокорейского шахтера: «Я знаю, что в нашем положении виновата наша власть. Мой сосед знает, что виновата наша власть. Но мы не такие тупые, чтобы это обсуждать».
©️ Уго Мерсье.
Из книги «Не вчера родился: Наука о том, кому мы доверяем и во что верим»
«Гранит Науки»