«Даная».
Художник Густав Климт.
Гу́став Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Вена, Австро-Венгрия - 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) - австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна. Живописец и график, мастер оформления архитектурного интерьера. Один из основателей Венского сецессиона и участник Венских мастерских. Его монументально-декоративные и живописные произведения отличают стилизация, символизм и эротизм.
Художественное наследие Густава Климта объединяет несколько совершенно разных стилей: отстранённый и в то же время чувственный формальный язык историзма, символизм красок и линий раннего сецессиона, монументальную строгость и богатую орнаментальность «золотого периода» и раскованность цветов и кисти зрелого художника.
Многоликость Климта говорит о его открытости новым впечатлениям и отражает коренное обновление венского культурного и артистического общества, ключевым представителем которого он являлся. Творческая жизнь Густава Климта протекала в специфической духовной атмосфере австрийской столицы и в самую интересную и актуальную для современности эпоху в истории европейской культуры fin de siècle, когда зарождался венский модерн.
«Золотой период» - наиболее известный в творчестве Густава Климта. Он обратился к декоративным возможностям золота ещё в мастерской отца-ювелира, экспериментировал с ним в художественно-ремесленном училище и позднее, работая на Макарта, который считал золотой фон нейтральным, но величественным, чтобы подчеркнуть иконографическое значение образов. О том, насколько интенсивно художник изучал возможности этого материала, свидетельствует совершенствование техники работы Климта с золотом и постепенное распространение его на произведение целиком.
Одна из известных и интереснейших работ «золотого периода» Климта - картина «Даная», отсылающая зрителя к знаменитому мифологическому сюжету.
Согласно мифу, могущественный Зевс был пленён красотой дочери царя Аргосса и явился к ней в виде золотого дождя, таким образом пробравшись в темницу, где та была заточена своим же отцом. Опасения отца Акрисия были понятны - ему предсказали, что он будет убит собственным же внуком, и Акрисий спрятал молодую девушку от посторонних глаз. Но разве это могло остановить Зевса-сластолюбца?
Многие художники обращались к этому поэтическому сюжету, но никогда до этого он не был воплощён столь откровенно и свободно, достаточно вспомнить скромную Данаю Рембрандта и чуть оголившуюся деву Мабюза. Климт же изобразил свою Данаю на пике блаженства - на это указывает и выражение лица героини, и напряжённые застывшие пальцы.
Примечательно и трактовка золотого дождя, если у Ребрандта - это свет, а у Мабюза сверкающие кристаллики, то Климт изображает дождь крупными каплями, густыми и фактурными. Лишь они скрывают от зрителя бесстыдно-обнажённое тело Данаи.
Картина Густава Климта «золотого периода» на известный древнегреческий сюжет о царевне, заточённой отцом в подземелье, чтобы она не родила ему внука, его предсказанную оракулом погибель.
Svetlana Zubtsovskaya для Изоизоляция