Объявленный в России мораторий на проверки малого бизнеса не уменьшил количество инспекций. Вместо проверок всевозможные чиновники теперь проводят контрольные мероприятия. Причем контролер может совершить визит в любое время, а минутная задержка или отсутствие проверяемого на месте является правонарушением.
Несмотря на объявленный в России мораторий на проверки, надзорные органы продолжают «кошмарить» как бизнес, так и граждан. В зоне наибольшего риска оказались организации ЖКХ, ТСЖ и даже частные владельцы собак, кошек и других домашних животных.
В рамках инспекционного визита чиновники вправе проводить контрольные мероприятия в любое время, а минутная задержка или отсутствие проверяемого на месте является правонарушением. Такое мероприятие проводится в течение одного рабочего дня, включает осмотры помещений, опросы сотрудников и истребование документов. В то же время, в отличие от полноценной выездной проверки, надзорные органы не должны уведомлять о своем визите инспектируемое лицо, которое, в свою очередь, «обязано обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения». Неисполнение этого требования чревато штрафом, оспорить который удается не всем и не всегда.
Дневной дозор
Одно из последних судебных решений было принято в отношении уфимской управляющей компании. Инспектор жилнадзора за 5,5 часов по электронной почте информировал ее руководителя об инспекционном визите с целью проверки подвала одного из домов. И хотя представитель УК сразу же попросил отложить мероприятие из-за невозможности приехать в назначенное время, его отсутствие квалифицировали как «воспрепятствование законной деятельности инспектора, повлекшее невозможность проведения проверки». Подтверждая наложенный на компанию 20-тысячный административный штраф, служители Фемиды отклонили доводы коммунальщиков о нехватке времени, поскольку инспектор вообще не обязан был уведомлять о визите.
На такую же сумму оштрафовали калининградскую гостиницу «Риверсайд» (ООО «Спарус»). Пожарный инспектор явился внезапно, а отсутствие на месте руководства компании опять же квалифицировали как воспрепятствование. Доводы владельца отеля, что «объект контроля был открыт для свободного посещения граждан, и провести проверку должностному лицу ничего не препятствовало», суд проигнорировал.
В уклонении от проверки уличили и ростовского фермера Александра Шурупова. По его утверждению, он на собственном автомобиле отвез ветеринарного инспектора на ферму, показал хозяйство и ответил на все вопросы, тогда как акт, составленный чиновником в одностороннем порядке, свидетельствовал об обратном - категорическом отказе предоставить доступ к проверяемому объекту. Служители Фемиды не усмотрели оснований не доверять материалам, представленным надзорным органом.
Собака бывает кусачей
В любой момент ветеринарный инспектор может явиться и в частный дом или квартиру граждан, не занимающихся никакой предпринимательской или иной деятельностью. Для этого достаточно предположения, что в жилье содержатся любые животные (будь то собаки, кошки, мышки или попугайчики).
Так, по де-факто анонимной жалобе проверяющие явились в квартиру жительницы Брянской области Татьяны Чесалиной, а, не застав ее дома, составили акт о воспрепятствовании. Служители Фемиды напомнили об обязанности владельцев домашних животных по месту содержания предоставлять их по требованию должностных лиц ветеринарного надзора. «Чесалина Т.Н. не обеспечила доступ в означенное жилое помещение уполномоченному лицу, чем воспрепятствовала его законной деятельности», - заключил Верховный суд России, подтверждая совершение административного проступка и отклоняя доводы гражданина о ненадлежащем извещении.
Отвечая на запрос журналистов, руководитель Управления ветеринарии Санкт-Петербурга Юрий Андреев подтвердил право инспекторов требовать у контролируемых лиц предоставления животных, в том числе содержащихся в жилом помещении. «Воспрепятствование исполнению таких законных требований является административным правонарушением», - констатировал Юрий Андреев.
Трудовые будни
Опрошенные «НП» юристы в целом признают непредсказуемость визитов проверяющих. «Инспектор может приехать и под вечер, но должен завершить проверку до окончания времени работы проверяемой организации. Отсутствие представителя в момент визита может квалифицироваться как воспрепятствование. Вместе с тем на практике инспекторы, как правило, ждут около получаса», - поясняет Сергей Тарасевич из юридической фирмы Maxima Legal.
По мнению юриста адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ильи Прядеина, инспекционные визиты могут проводиться в рабочее время, чаще всего с 9 до 18 часов. «Законом не определено, в течение какого времени проверяемое лицо должно обеспечить доступ на объект и выполнить иные требования инспектора. Этот вопрос оставлен на усмотрение проверяющих, что порождает судебные споры. Для минимизации рисков бизнесу рекомендуется обеспечить присутствие имеющих доверенность сотрудников по месту осуществления деятельности и адресу компании в течение всего рабочего дня», - полагает эксперт.
В свою очередь, управляющий партнер юридической компании «Варшавский и Партнеры» Владислав Варшавский подчеркивает, что проверки должны проводиться с учетом внутренних правил и режима работы объекта контроля: «Но это не создает непреодолимых препятствий. Например, компания вправе работать только 2 дня в неделю по 2 часа. Закрытые в другое время двери не будут нарушением. Как правило, проверяемую компанию всё же уведомляют об инспекционном визите по указанному в ЕГРЮЛ адресу электронной почты. Поэтому для предупреждения неожиданностей целесообразно актуализировать эти сведения».
Кроме того, налоговые органы нередко проверяют действительность указанного в ЕГРЮЛ адреса компании (часто именуемого юридическим). «Были случаи, когда в момент прихода инспектора сотрудник вышел на обед. В итоге в протоколе указывалось отсутствие организации по соответствующему адресу», - отмечает Сергей Тарасевич.
В ряде случаев проверяемый вправе просить чиновников отложить надзорное мероприятие. Однако инспекционный визит предупредить невозможно, так как контролируемое лицо о нем вообще не уведомляется. Дополнительные ограничения установлены профильными нормативными актами. Например, в сфере того же ЖКХ право ходатайствовать об отсрочке делегируется только индивидуальным предпринимателям в случае их временной нетрудоспособности, нахождения в служебной командировке или в отпуске в ином населенном пункте.
Закон не писан
Формально на инспекционные визиты распространяется объявленный на 2022-2024 годы мораторий. По общему правилу, внеплановые проверки разрешается проводить по согласованию с прокуратурой и только по факту или при непосредственной угрозе причинения вреда жизни граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, безопасности государства.
В то же время установлено много исключений. В частности, по жалобам жильцов контролировать управляющие и иные организации ЖКХ вправе региональные жилищные инспекции, а обращение хотя бы 10 работников является законным основанием для визита трудовой инспекции. Неограниченные права есть у прокуратуры, которая даже в рамках моратория может поручать проверку любому надзорному органу. Поэтому многие недоброжелатели обращаются в прокуратуру, которая чаще всего почти автоматически переадресовывает такую жалобу в профильное ведомство.
Кроме того, защищающий бизнес закон и, соответственно, мораторий вообще не распространяется на налоговый, таможенный, валютный, миграционный, антимонопольный, рекламный, банковский, портовый надзор, контроль в сфере персональных данных, оперативно-разыскную деятельность, следствие и многие другие виды контроля.
«Новый проспект | Бизнес и политика» Художник Вячеслав Шилов возмущен таким положением дел.
«Новый проспект | Бизнес и политика»